Monday, January 13, 2014

Математический кружок для дошкольников

Захотелось мне вести математический кружок для дошкольников!

Потому что Лианка подрастает, хочется с ней заниматься "серьезными" вещами. Но вдвоем нам будет не так интересно, как с группой других детишек - решила я. Поэтому я предложила нескольким своим друзьям, у которых детки в возрасте 4-5 лет, приводить деток на мой кружок.

И вот вчера у нас дома состоялось первое занятие нашего математического кружка для дошкольников! Ура! :))

Участники кружка: Мальчик Саша (5 лет); Рита (4.5 года); Мария (4 года); Алиса (4 года) и наша Лианка (3 года).
(Алисы на первом занятии не было.)
А самый младший участник кружка - наша Николяша, ей почти 3 месяца. :)) Она всё занятие провела то на руках у Ксении, мамы Саши и Марии, то у меня на руках.

Задания для кружка я беру из интернета и из книги А.К. Звонкина "Малыши и Математика. Домашний кружок для дошкольников".
Книга - прекрасная! Читаю с большим удовольствием, и учусь, как вести кружок. :))

А теперь - задания с нашего первого урока.

Задание 1: 
Зеркальная симметрия
Объяснила детям коротко (своими словами), что такое зеркальная симметрия, и что такое "симметричный" и "несимметричный".
Показала несколько картинок и спросила, являются ли предметы на картинках симметричными.




Саша про симметрию уже знает. Быстро и правильно ответил на все вопросы. Остальные детки тоже пытались отвечать на вопросы с картинками.
Далее я предложила детям задания с деревянными кубиками и другими подручными материалами.
Сделала ось симметрии (тонкая деревянная палочка) и "рисунок" справа от оси. Детям нужно было изобразить такой же рисунок слева от оси симметрии ("отзеркалить" рисунок).

Рисунок 1: Геометрический узор.
Это было задание для Саши. Чересчур просто для него. :))) Собрал быстро и чётко.


Рисунок 2: Человечек с игрушкой. :)) Это было задание для Марии. Она немного путалась. Мама ей помогала.


Рисунок 3: Два оленёнка построили два снеговика. :)) Это было задание для Риты и Лианы. Рита отвлеклась от задания, ушла в сторону. Лиана выполнила задание почти правильно - мы с ней тестировали это задание, когда я готовилась к уроку, и собрали этих снеговиков пару раз.


Итог: Саша справился с заданием прекрасно! Остальные детки не весь рисунок складывали верно.


Задание 2: 
Логическая задача

Эта задача была придумана ученым монахом и математиком из Ирландии Алкуином (735–804). 
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?   

Решение 1: Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезши козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.  
Решение 2: Вначале крестьянин опять-таки перевозит козу. Но вторым можно взять капусту, отвезти ее на другой берег, оставить там и вернуть на первый берег козу. Затем перевезти на другой берег волка, вернуться за козой и снова отвезти ее на другой берег.
--------------------------------------------
После нескольких попыток и маленькой подсказки Саша решил задачу. Остальные дети, увидев решение, тоже захотели "решить" задачу, и каждая из девочек продемонстрировала правильное решение. Лианке я немного помогала.


Задание 3:

Игра в противоположности


Попросила деток сесть на диван рядышком. Коротко объяснила детям, что такое "Противоположности" (своими словами). А затем называла им слово, а дети должны были назвать противоположное по смыслу слово.

Список в помощь:

Короткий – Длинный
Маленький – Большой
Много – Мало
Быстро – Медленно
Новый – Старый
Чистый – Грязный
Холодно – Жарко
Низкий – Высокий
Светло – Темно
Узкий – Широкий
Легкий – Тяжелый
Близко – Далеко
Тонкий – Толстый
Полный – Пустой
Острый – Тупой
Мягкий – Твердый
Сытый – Голодный
Пасмурный – Ясный
Умный – Глупый
Открыто – Закрыто
Рано – Поздно
Близко – Далеко
Горячий – Холодный
Веселый – Грустный
Тихий – Громкий
Молодой – Старый
Слабый – Сильный
Добрый – Злой
Вперед – Назад
Налево – Направо
Внизу – Наверху
Здоровый – Больной
Мелко – Глубоко
Хороший – Плохой
------------------------------------------------
Саша ответил на 85% вопросов правильно и быстро. Девчонки по очереди ему помогали (не во всех вопросах) - отвечали или с ним одновременно, или вместо него.

Задание 4:

Головоломки со спичками

Задача 1: Свинюшка :))


Нужно переставить одну спичку так, чтобы свинюшка пошла в другую сторону.

Ответ на фото ниже.
Одну спичку слева (нижнюю часть морды свинюшки) переставили вправо (добавили к хвосту снизу).
 

Саша эту задачу решил сразу же.


Задача 2: Про квадрат


Нужно передвинуть одну спичку так, чтобы получился квадрат.

Ответ на фото ниже.
Одну из спичек (любую) нужно чуть-чуть (на 3-4 мм) отодвинуть от других спичек. И получится малюсенький квадратик - внутри, между четырьмя спичками.


Эту задачу никто из ребят не решил. И мамы деток тоже не решили. :))

Мамы деток присутствуют на занятии. Помогают своим деткам, с интересом сами решают задачи.


Задача 3: Любопытная корова


Нужно переставить 2 спички так, чтобы корова глядела в другую сторону.

Ответ на фото ниже.
Необходимо переставить две спички, образующие морду коровы, влево, внутрь туловища ("отзеркалив" морду коровы).


Лианка сразу же вызвалась решить эту задачу, и переставила морду коровы на попу коровы. Она копировала решение задачи про свинюшку (описана выше). Но это было неверным решением. :)))
Саша решил эту задачу правильно после некоторых раздумий.


Задача 4: Шесть квадратов


Нужно убрать одну спичку так, чтобы из 6-ти квадратов получилось 5 квадратов.

Ответ на фото ниже.



Саша решил задачу со второй попытки, после (примерно) одной минуты раздумий.

Задача 5: Бокал с вишней

Дан бокал с вишней. (У меня на фото цветочек вместо вишни.)
Нужно переставить 2 спички так, чтобы вишня оказалась вне бокала.

Ответ на фотографиях ниже.

Сначала передвигаем первую спичку (вправо).


 Затем берем вторую спичку...

  ...и переставляем ее, образуя бокал в другом месте.

Никто из детей задачу не решил. Слишком сложная задача, видимо. И детки устали после полутора часов занятий.

----------------------------

Итак, первое занятие прошло неплохо. Мамы ребят сказали, что придут на кружок еще! Это хорошо! :)))
Только для Саши надо теперь подбирать задания посложнее. Многие задания первого урока были для него слишком легкими.
И Лианке кружок понравился. В ответ на мой вопрос, будем ли проводить кружок снова, она ответила: "Да! Хочу еще!" :))))

Значит, начинаю готовить задания для второго урока! Ура! :))))

No comments:

Post a Comment