Wednesday, February 6, 2013

Изучаю курс по финансам

Две недели назад я начала изучать бесплатный онлайн курс на учебном интернет-проекте Coursera.org. Курс ведется на английском языке.

Курс называется "Introduction to Finance" ("Введение в науку о финансах" - мой вольный перевод).

Вадим успешно прошел этот учебный курс в конце прошлого года, и в декабре 2012 года получил вот такой сертификат:


Надеюсь, я тоже успешно пройду весь путь обучения - 15 недель!

Профессора, который ведет этот курс, зовут Gautam Kaul. Он является Профессором по Финансовому делу (Professor of Finance) в Мичиганском Университете (University of Michigan), США.

Профессор - очень хороший дядя. Умный, очень позитивный, и все прекрасно объясняет. В вводном видео он сообщил, что по окончании этого курса мы, студенты, влюбимся в науку о финансах! :))) И он был прав. Я ужЕ влюбилась, хотя пока изучила лишь материалы первой недели. Так интересно и подробно он разъясняет материал, и дает интересные задания в экзамене.

Мой уровень английского языка позволяет свободно усваивать весь материал. Лишь изредка заглядываю в словарь. И немного помогает то, что для профессора английский язык - не родной язык (это слышно по его произношению и по структуре его языка). То есть, он говорит все простым языком, не щеголяет мудреными литературными "заворотами". :)))

Весь курс разбит на недели. Каждую неделю на сайте становятся доступными новые видео-лекции и обобщающий экзамен по этим лекциям - задачи, которые требуется решить. Задачи - это самое интересное! :))
Когда я решала задачи из экзамена Недели 1, я до 5.30 утра просидела на кухне за компьютером. Билась над двумя сложными задачами. Но так и не решила их в ту ночь. Одну из этих задач я решила на следующий день с помощью подсказок других студентов. Для более эффективного обучения на сайте создан форум для студентов, где они обсуждают различные вопросы. В том числе, решают совместно трудные задачи. Мне не так важно найти решение задач, чтобы получить хорошую оценку, как чтобы понять суть проблемы. Поэтому, если я не могу решить задачу, я иду на форум и ищу подсказки к решению.

Материалы Недели 1 были посвящены подсчетам накоплений по процентным ставкам (учились вычислять будущую ценность накопления, отталкиваясь от настоящих данных, и наоборот - вычисляли начальную ценность вложений в настоящем при заданных суммах будущей ценности накоплений).
Да простят меня финансисты за такие непрофессиональные разъяснения. :))

Например, если вы кладете в банк 5,000 долларов на 6 лет, а процентная ставка при этом равна 7% в год, то вычислить конечную сумму ваших накоплений по прошествии 6-ти лет можно по следующей формуле:


Получаем, Будущая величина (то, что вы получите через 6 лет) = 5,000 умножить на (1+0.07) в 6-ой степени = 5000 х 1.5 = 7,500 долларов.

(Профессор пока не усложнял наши расчеты учетом инфляции.)

В ходе лекций профессор предложил нам, студентам, решить такую задачку:

"В 1626 году голландский колонист Петер Минуит купил у индейцев остров Манхэттен [тот самый, что в Нью-Йорке] за горсть бижутерии стоимостью всего 24 доллара.
Предположим, что процентная ставка этого вклада была бы 6%, и деньги бы росли до сегодняшнего дня. Сколько бы получили индейцы за остров сегодня?"

Задачу мы решили, сумма получилась огромнейшая! Из 12-ти цифр!

А что касается описанной выше истории с покупкой острова Манхэттен, то это - правда! (по данным из Интернета). В продолжение истории (это данные из Википедии):
"По оценке Университета штата Орегон, эта сумма (24 доллара) сегодня эквивалентна 500-700 американским долларам.
Нынешняя оценка земель острова составляет ориентировочно 49 миллиардов долларов."

Во как! :))

А на десерт предлагаю Вам потренировать мозги и решить пару задачек из экзамена Недели 1 моего курса. :)) Это очень занимательно, поверьте мне!

Обе эти задачи я решИла (первую - сама, за 1 час; вторую - с помощью других студентов на форуме, общее время - 4 часа). Ниже даю верные ответы.
Подробное решение задач размещу в этой статье попозже, недели через 2, как будет время. :))

Задача 1
College tuition has been rising at a rate of 7% per year. Currently the average tuition of a state college is $9,500/year. Andrea’s son Trevor will begin college in 12 years. Andrea’s portfolio is making 5% annually. How much does Andrea need to have set aside today/now to pay for 4 years of college for Trevor? (Note:Tuition will continue to change annually and Andrea’s portfolio balance will continue to accrue interest while Trevor is in school. Also, tuition is due at the beginning of each year.)

Мой вольный перевод:
Стоимость обучения за колледж возрастает ежегодно по ставке 7% в год. На данный момент средняя стоимость обучения в колледже составляет 9,500 долларов в год. Трефор, сын мадам Андреа, начнет учиться в колледже через 12 лет. Портфель ценных бумаг мамад Андреа возрастает на 5% ежегодно.
Какую сумму мадам Андреа должна отложить сегодня, чтобы оплатить учебу в колледже для Трефора в течение 4-х лет?
(Примечание: Стоимость обучения будет изменяться ежегодно и портфель ценных бумаг мамад Андреа будет продолжать накапливать проценты, пока Трефор будет обучаться в колледже.
Оплату за обучение нужно вносить в начале каждого учебного года.)

Задача 2
Rondo is in the market for a new car. He has narrowed his search down to 2 models. Model A costs $32,000 and Model B costs $28,000. With both cars he plans to pay cash and own them for 4 years before trading in for a new car. His research indicates that the trade in value for Model A after 4 years is 60% of the initial purchase price, while the trade in value for Model B is 45%. The interest rate is 5%. For simplicity assume that operating and maintenance costs for the models are identical. Which model is the better decision and how much "cheaper" is it than the alternative?

Мой вольный перевод:
Рондо хочет купить новую машину. Его поиск сузился до 2-х моделей.
Модель А стоит 32,000 долларов, а Модель B стоит 28,000 долларов. В случае покупки любой из этих двух машин Рондо планирует раплачиваться за машину наличными. А также он планирует пользоваться машиной в течение 4-х лет, прежде чем менять машину на новую. Анализ, проведенный им, показал, что стоимость Модели А через 4 года будет равна 60% от первоначальной стоимости этой машины. А стоимость Модели B через 4 года будет равна 45% от первоначальной стоимости этой машины. Процентная ставка равна 5%. Для упрощения предположим, что все расходы по тех.обслуживанию для обеих машин одинаковы.
Покупка какой модели машины будет более выгодным решением, и насколько "дешевле" будет эта покупка (по сравнению со второй машиной)?

Ответы на Задачи:

1) 49,035 долларов.
(У меня получилось 49,036.5 долларов, потому что я 
не отбрасываю значения после запятой. А профессор всегда отбрасывает значения после запятой в ходе решения, поэтому наши ответы различаются на 1.5 доллара. :)) )

2) Моdel A;  1,432.1 долларов.
(Повторюсь, я не отбрасываю значения после запятой до самого конца решения. Поэтому мой ответ может на 1-2 доллара отличаться от верного ответа экзаменационного теста.)

6 comments:

  1. Очень полезный курс. ПРавильное решение! Успехов!

    Сущность простых и сложнызх процентов, диконтирования, будущей стоиомсти, инфляции и налогового эффекта знать не только полезно, но и выгодно.

    Для справки:
    В данном случае, правильный перевод на русский - стоимость (не ценность). Текущая стоимость и будущая стоимость....

    ReplyDelete
    Replies
    1. Михаил, спасибо за поддержку! :)) Неточности исправлю. Хорошо, что Вы про них сказали! :))

      Delete
  2. Лара, спасибо за цифры :)))) я пока сдала 4 экзамен предыдущего курса и взялась за прослушивание этих лекций. Мне это особо интересно, т.к. я преподавала это сама и теперь интересно как это преподнесет опытный преподаватель, истинный знаток предмета :) Кстати, ты напрасно отказалась от предыдущего курса - там темы, которые тесно переплетаются с темой финансы и хорошо объясняются темы личного страхования, пенсионных фондов и инвестиций, что особо актуально для Канады.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вера, за цифры - пожалуйста! На форуме курса учителя не разрешают цифры выставлять. Но без цифр не всегда будешь уверен, правильно решил или нет.
      Мне очень интересно будет потом узнать Ваше мнение о том, как преподаватель ведет курс и подает материал, учитывая Ваш опыт преподавателем по этому же предмету!
      Предыдущий курс мне не подошел по своему формату, Вера. Возможно, мне просто не хватает знаний по предмету, а в том курсе слишком бегло обо всех вопросах говорят. Не "разжевывают" детали. :))

      Delete
  3. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  4. Да,
    Я это тоже когда-то преподавал... :)

    ReplyDelete