Tuesday, September 1, 2020

Уроки для детей - Практика разговорного русского языка

Уже несколько месяцев я веду бесплатные уроки разговорного русского языка для своей старшей дочки и детей своих друзей.
Встречаемся мы один раз в неделю. Встречи проходят онлайн, в программе Zoom. В течение часа мы выполняем разные устные задания: играем в словесные игры и сочиняем предложения с новыми словами и выражениями. 

Я хочу поделиться здесь конспектами своих уроков. Если они кому-то пригодятся для занятий с детьми - буду очень рада! :)

На фото - наша домашняя школа. :) В этом учебном году мои дети не идут в школу. Старшая дочка (5 класс) будет учиться онлайн по заданиям от своей школы. А средняя дочка (2 класс) перешла полностью на домашнее обучение. Всю программу я ей продумываю сама и все задания буду давать ей сама. За это государство должно заплатить нашей семье 830 долларов в год (после предоставления чеков на купленные книги, экскурсии в интересные места и прочее).

Урок 1. Практика русского языка. 30 апреля 2020

Задание 0. Рассказать ребятам о 5-тиминутках русского языка.
Если нет времени заниматься русским языком долго, то в течение дня (перед сном, за обедом, на прогулке) устраиваем пятиминутку русского языка.
Берём с полки любую книгу на русском языке, открываем страницу и выбираем какое-то слово наугад. И потом каждый член семьи по очереди составляет предложение с этим словом.

Задание 1. Ребята, давайте познакомимся. Каждый из вас пусть назовёт своё имя. И сочинит одно предложение о себе с тем словом, которое я предложу:
1. Интересоваться (я очень интересуюсь рыбалкой, литературой)
2. Увлекаться (увлекаюсь оригами, электроникой)
3. Изучать (изучаю историю Канады, изучаю программирование)
4. Вести переписку (веду переписку с одним мальчиком из Мексики на испанском языке)
5. Заниматься (каратэ, вокалом)
6. Коллекционировать (коллекционирую засушенных насекомых)
7. Львиная доля моего времени уходит на (чтение художественных книг)
8. Доставлять удовольствие (мне доставляют удовольствие пешие прогулки по парку)

9. Испытывать огромную радость (от просмотра передач про животных, от игры в шахматы с моим отцом)

10. Быть равнодушным к чему-либо (мой брат проводит целые дни за ремонтом мотоцикла, но я совершенно равнодушен к его увлечению; равнодушен к собакам)

11. Подумывать о приобретении чего-либо (микроскопа, электронного пианино)

Задание 2.
Каждый из ребят по очереди придумывает предложение со словом РАЗОЧАРОВАТЬ.
Разочаровать (вывести из очарования, не оправдать ожиданий, надежд):
Я должен вас разочаровать: дом уже продан. Как я был разочарован, узнав, что друзья уехали без меня. Что вас так разочаровало в этой женщине? Твоё поведение крайне меня разочаровало.
Единственное, что меня разочаровало.

Задание 3.
Каждый из ребят по очереди придумывает предложение со словом СГОРЯЧА.
Сгоряча (в порыве какого-либо чувства, вспылив):

Сгоряча наобещал много, а потом не сделал. По возвращении из школы Егорка увидел раненого голубя и, не разобрав, в чем дело, сгоряча дал братишкам по затылку. Он рассердился на жену и выпил сгоряча три бутылки пива.

Задание 4.

Каждый из ребят по очереди придумывает предложение со словом ОСТОЛБЕНЕТЬ.

Остолбенеть (замереть, застыть, окаменеть):
Он остолбенел, услышав голос своей покойной жены. Я остолбенел от его наглости.
Она остолбенела от изумления, увидев, что вся работа была окончена за один день!

Задание 5.
Все ребята по очереди предлагают слово следующему по порядку участнику, а тот составляет предложение с этим словом.

* * *

Урок 2. Практика русского языка. 7 мая 2020

Задание 0. (пока ждем подключения всех участников)
Словесная игра-знакомство “Великолепная Валерия”. Каждый участник называет своё имя, добавляя к нему прилагательное на ту букву, с которой начинается его имя.
Ответы ребят на уроке: милый Миша, неуловимый Натан, аккуратный Александр, ленивая Лиана, Алиса-актриса, счастливая Саша, выбирающий Витя (никак не мог выбрать прилагательное), светлая София.

Задание 1.
Ребята, сегодня мы будем делать друг другу комплименты. Комплимент – это форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Про то, как научиться делать комплименты, написаны целые книги!
Примеры: Всегда восхищаюсь вашим терпением, вы никогда не повышаете голос. Мне так не хватает вашей бережливости! У моей жены изумительная фигура и дивный голос.
Слова в помощь: великолепный, изумительный, сногсшибательный, дивный, чудный, потрясающий, отличный, восхитительный, умопомрачительный, обворожительный,

Задание 2.
Каждый из ребят по очереди придумывает предложение со словом ПОМЁТ.

Помёт. У этого слова два значения:
1. Кал животных, птиц. (Птичий помёт, коровий помёт.)

2. Единовременный приплод некоторых животных (кошек, собак, кроликов).

ПРИМЕРЫ употребления: Эти щенки - одного помёта, они – братья. У кроликов бывает 3-4 помёта в год. Гарри заметил свою белую сову и поспешил к ней, поскальзываясь на усеянном помётом полу. На чердаках многоэтажных домов всегда было много голубиного помёта.

Задание 3.
Сочиняем простые стишки (двустишия – то есть 2 строчки) с заданными мной словами.
Помните, что в стихах слова всегда бывают подобраны в рифму, то есть концы строчек звучат одинаково. Например: Луна – весна, год – народ, Лариса – крыса, слон – бизон.

Итак, каждый участник получает пару слов, и он должен сочинить двустишие.
Пары слов: человек – Квебек, звезда – навсегда, убегать – ликовать, одуванчик – диванчик, торт – велоспорт, школа – уколола, карантин – гражданин, бестолковый – двухметровый, фантазёр – хитёр, горевать – рисковать, погода – свобода.

* * *

Урок 3. Практика русского языка. 14 мая 2020

Задание 1. (пока ждем подключения всех участников)
Словесная игра “Каким бывает?". Детям нужно по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака? (домашней, злой, породистой, кусачей и т.д.)
Слова для игры:
рояль (концертный, расстроенный, открытый, старинный, дорогой, огромный); карантин (строгий, длительный, скучный, изматывающий, жёсткий, затянувшийся, временный, всеобщий);
папа (весёлый, недовольный, изобретательный, умный, ленивый, интересный, усталый);
заработок (месячный, дополнительный, честный, стабильный, скромный, немалый, регулярный, лёгкий); язык (распухший, человеческий, говяжий, русский, английский, государственный, длинный, шершавый, змеиный, местный); темнота (таинственная, полная, абсолютная, непроглядная, наступающая, зловещая, спасительная, пугающая, ночная).

Задание 2.
Ребята, сегодня у нас в гостях мистер Боб (взять игрушку). Он – американец, живёт в Нью-Йорке и изучает русский язык. Мистер Боб просит вас помочь ему выполнить домашнее задание.
В предложениях нужно выбрать правильное слово из предложенных вариантов. (Все предложения взяты из книги “Приключения Оливера Твиста”, автор Чарльз Диккенс. Эта книга про мальчика Оливера Твиста, сироту, перенесшего множество испытаний в своей жизни.)
У мистера Боба сильный акцент, поэтому предложения буду читать Я, а мистер Боб будет слушать и запоминать.

1. Ей растирали грудь, руки и виски, но сердце остановилось .... (у забора; навеки; на 2 недели).

2. Вам незачем посылать за мной, если ребенок будет кричать, – сказал врач, медленно натягивая перчатки. – Очень возможно, что ребёнок окажется беспокойным. В таком случае дайте ему ... (твёрдых грецких орехов; планшет с мультиками; жидкой кашки).

3. Как бы там ни было, но это был день его рождения, и он проводил его в погребе для угля – в обществе двух юных джентльменов. Все трое были посажены под замок за то, что дерзко осмелились заявить, будто они .... (голодны; белы; мертвы).

4. Мальчиков кормили в большом зале с кирпичными стенами; в одном конце зала находился котел, и из этого котла в часы, назначенные для принятия пищи, надзиратель, надев передник, раздавал кашу с помощью одной или двух .... (лопат; женщин; кошек).

5. Оливер Твист и его товарищи на протяжении трех месяцев терпели муки, медленно умирая от недоедания; наконец они так обезумели от голода, что решили попросить (прощения; добавки; разрешения).

6. Оливер проплакал весь день, а когда настала длинная, унылая ночь, он заслонил руками глаза, чтобы не видеть тьмы, и, забившись в угол, постарался ... (почитать; уснуть; раствориться).

7. Забирайте его, глупый вы человек! Это самый подходящий для вас мальчик. Его содержание не обойдется вам дорого, потому что его не закармливали с самого рождения. Ха-ха-ха! А время от времени его нужно угощать .... (палкой; сметаной; шоколадом) – это пойдет ему на пользу.

8. Мальчик! – сказал старый джентльмен, перегнувшись через конторку. Оливер вздрогнул при этих словах. Ему можно простить это, потому что голос судьи звучал ласково, а незнакомые звуки пугают людей. Оливер задрожал всем телом и залился .... (водой; слезами; бензином).

9. На следующее утро на воротах снова появилось объявление о том, что Оливер Твист сдается внаем и что пять фунтов будут выплачены тому, кто пожелает мальчиком ... (размахивать; владеть; вытирать).

10. Ну так ступай за мной, – сказала миссис Сауербери, взяв грязную, тускло горевшую лампу и поднимаясь по лестнице. – Твоя постель под прилавком. Надеюсь, ты можешь спать среди гробов? А впрочем, это не важно – можешь или нет, потому что больше тебе спать ... (незачем; насовсем; негде).

11. Прошло три-четыре недели с тех пор, как Оливер ..... (скатился; поселился; умылся) у гробовщика.

12. Дик, не говори, что ты меня видел, – сказал Оливер. – Я сбежал. Меня били и обижали, и я решил искать .... (покоя; тишины; счастья) где-нибудь далеко отсюда. Не знаю только где.

Задание 3.
Рассказать детям о трёх значениях слова “вынашивать”. А потом все участники по очереди придумывают предложения с этим словом. Итак, значения:
1. носить в себе, иметь в утробе до родов (плод ребёнка). Например: “Слониха вынашивает слонёнка почти 2 года!” - “А жирафы вынашивают малышей около 15 месяцев.”
2. обдумывать, лелеять в уме что-либо, доводя до полной ясности, завершённости. Например: “С детства я вынашивал замысел будущего циркового аттракциона.”

3. приучать ловчую птицу к охоте. Например: “Он вынашивал своего ястреба по ночам, потому что днём его посылали работать на поле.” - “Охотник Дорожкин вынашивал ястребов и охотился с ними за перепёлками.”

Задание 4.

Рассказываю детям сказку. Когда я делаю паузы – дети должны вставить пропущенное мной слово. ВСЕ слова будут означать какую-либо профессию.

"Однажды майским утром в Калгари на фермерском рынке случилась такая история. Рано утром мистер Укропов раскладывал свою зелень на большом прилавке – душистый укроп, зеленый лук, петрушку, шпинат. Как вы уже догадались, мистер Укропов был .... (ЗЕЛЕНЩИК, торговец зеленью). Вдруг под своим прилавком мистер Укропов заметил огромный ящик с надписью “DHL. Русские книги с магазина Озон.”
Мистер Укропов взмахнул руками и воскликнул: “Ох, нерадивый ... (КУРЬЕР) неправильно доставил посылку!” И он бросил свою работу и позвонил в офис компании DHL. Передав полную информацию о потерявшейся посылке, зеленщик успокоился и снова принялся за работу. Вскоре к нему подошёл первый покупатель, который мог общаться только на французском языке, которого зеленщик не знал.
- Ах, чтобы понять пожелание этого покупателя, мне понадобится... (ПЕРЕВОДЧИК)!, - воскликнул мистер Укропов. К счастью, мимо как раз проходил переводчик и он оказал помощь продавцу зелени. Через некоторое время зеленщик проголодался, потому что он выехал утром со своей фермы, не позавтракав. Мистер Укропов решил прогуляться по рядам фермерского рынка и купить себе что-нибудь на перекус. Его внимание привлекла витрина с красивыми пирожными, тортами и сладостями. Наш зеленщик был сладкоежка. Увидев такое множество сладостей, он хлопнул себя по лбу и сказал: “И зачем я выбрал профессию зеленщика! Надо было стать .... (КОНДИТЕРОМ), тогда бы я мог каждый день угощаться пирожными.”
И он купил себе три вкусных пирожных на завтрак, и отправился назад к своему прилавку с зеленью. В этот момент к прилавку подошла девушка Наташа, ей понадобилось купить шпинат для домашнего пирога. Мистер Укропов сказал гордо: “Мой шпУнат – самый вкусный! Покупайте, не пожалеете!” Девушка Наташа работала детским педагогом, она учила детей правильно и чётко говорить. То есть, она была по профессии ... (ЛОГОПЕДОМ). Поэтому она тут же поправила мистера Укропова: “Вы говорите неверно – надо говорить шпИнат, а не шпУнат.”
Наташа заплатила за три пучка шпината и пригласила зеленщика в гости, якобы для того, чтобы научить его говорить правильно. На самом же деле она просто влюбилась в него и хотела завладеть его сердцем. Закончив дела на фермерском рынке, логопед Наташа решила подготовиться к вечернему свиданию с зеленщиком. Чтобы сделать красивую причёску, она отправилась к ... (ПАРИКМАХЕРУ). Потом она позвонила в ресторан, чтобы заказать вкусный ужин, потому что готовить она пока не умела. В этом ресторане готовил еду лучший ... (ПОВАР) в городе. После обеда у логопеда Наташи вдруг разболелся зуб и она поехала к .... ДАНТИСТУ).
А в это время мистер Укропов спокойно торговал своей зеленью. И следующим его покупателем стал мистер Бычков. Он консультировал жителей города Калгари по денежным вопросам, по вопросам финансов. То есть, его профессия называлась... (ФИНАНСИСТ).
Он приблизился к прилавку с зеленью и сказал: “Моя семья любит питаться здоровой пищей. Поэтому дайте мне, пожалуйста, один ящик разной зелени. А еще мои друзья Сафро попросили купить для них ящик зелени, потому что они тоже питаются полезной пищей. Заодно куплю ящик зелени для семьи Дорожкиных. Вот вам 100 долларов.”
Зеленщик произвёл расчёты, вернул финансисту Бычкову сдачу и вытащил ему из-под прилавка три ящика зелени. Финансист Бычков пересчитал сдачу и сказал: “Ошибочка! Я же финансист, я знаю счёт деньгам! Вы мне дали лишних 5 долларов.”
Зеленщик поблагодарил финансиста за честность и в знак благодарности подарил ему дополнительный ящик зелени. “Отлично, - сказал финансист, - я тоже подарю этот ящик, семье Рязановых. Они тоже любят пожевать зелень.”
Ближе к вечеру.....
-----
Дальше сказка обрывается, потому что я сочиняла её на ходу, и мне лень записывать её полную версию.
Остальные профессии, которые встречались в сказке: ПОЖАРНЫЙ, ВЕТЕРИНАР, СЕКРЕТАРЬ.

* * *

Урок 4. Практика русского языка . 21 мая 2020

Задание 1.
В моём детстве мы с друзьями во дворе играли в игру “Я знаю 5 имён девочек... “, с помощью мяча. Сегодня мы поиграем в эту игру без мяча. И каждый из вас будет называть 5 названий каких-либо объектов или предметов:
- 5 планет Солнечной системы, 5 электроприборов, 5 растений, 5 городов Канады, 5 названий стран, 5 музыкальных инструментов, 5 частей тела человека, 5 пород собак, 5 медицинских приборов, 5 названий пальцев руки, 5 человеческих болезней, 5 интересных мест в городе Калгари.

Задание 2.
Давайте представим, что сегодня у нас накопилось много дел и не остаётся времени приготовить обед. Поэтому мы будем заказывать еду на дом или резервировать столик в ресторане. Каждый из вас будет звонить в ресторан, кафе или пиццерию. Звоните куда угодно и заказывайте что угодно! Можете придумать название ресторана, в который вы звоните. Но вы должны использовать в своей речи слова, которые я назову для каждого из вас.

Слова для детей: безобразие; возмутительно; пересоленный; недожаренный; завышенные цены; веганские блюда; разнообразие; восхитительный десерт; сложно угодить; переговорить с менеджером (управляющим ресторана); неучтивый; в дровяной печи.

(Хохотали с детьми до слёз, когда мальчик Дениска позвонил в ресторан и сказал возмущенно: "В прошлый раз вы привезли мне недожаренные суши. В этот раз, пожалуйста, прожарьте их хорошенько!")

Задание 3.

Изучаем слово “неприхотливый”. После моих объяснений каждый ребенок придумывает своё предложение с этим словом.
Значение слова: простой, незатейливый; простой, без претензий; довольствующийся или способный довольствоваться самым необходимым, нетребовательный.
Примеры употребления слова: Семья Рязановых жила шумно и неприхотливо, умещаясь с тремя детьми в однокомнатной квартире. Не суетитесь, хозяюшка, я – весьма неприхотливый гость, смогу переночевать и в подвале, прямо на полу. Советую вам посадить ландыши, это очень неприхотливые многолетние цветы. Наши лошади неприхотливы к корму и условиям зимовки. Дениска вёл на берегах Амазонки самый неприхотливый образ жизни, питался нередко сырой рыбой и о большом мире знал немного.

Задание 4.
Сегодня на улице льет сильный дождь, поэтому поговорим про погоду.
Давайте представим, что вы работаете журналистами. И вам нужно рассказать в выпуске новостей про какое-то погодное явление (дождь, град, ураган и тд). Вы должны использовать слова, которые я для вас назову.
Слова для детей: накрывать (ливень накрыл); размывать (дороги); наводнение; обрушиться (на город обрушился град, во время сильной бури обрушился мост); повалить (ветер повалил огромную сосну); обильный снегопад (привёл к остановке автомобильного движения); проясняться (небо прояснилось); ожидаться (ожидается пасмурная погода); синоптики (синоптики обещают затяжные дожди); молния поразила (ударила кого-то или что-то);
раскаты грома; вспышка молнии; затопить.

Задание 5.
Поиграем в словесную игру. Надо придумывать предложения, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву (любую букву на ваш выбор).
Например: Витя влюбился в Варвару Витальевну. Воландеморт волочил вонючий велосипед.
Грозный Гоша глупо голосил. Носатый носильщик напрасно носился на негнущихся ногах.

* * *

Урок 5. Практика русского языка. 28 мая 2020

Задание 1.
Ребята, как и на прошлом уроке, мы поиграем в игру “Я знаю 5 названий... “. Темы для детей:

1. 5 человеческих болезней
2. 5 стихийных бедствий (например, землетрясение, лесные пожары, снежные лавины, торнадо, цунами, извержение вулкана, метель, наводнение, град, засуха)
3. 5 строительных инструментов (лопата, пила, тачка, плоскогубцы, напильник, молоток, гаечный ключ)
4. 5 названий пальцев на руке;
5. 5 предметов одежды
6. 5 столовых приборов (нож, вилка, ложка, палочки для еды, щипцы для льда, половник, лопатка)
7. 5 внутренних органов человека;
8. 5 этапов развития (взросления) человека (младенчество, детство, юность, зрелость, старость);
9. 5 финансовых терминов (деньги, кредит, долг, покупка, расходы, сбережения).

10. 5 отрицательных качеств человека (зависть, жестокость, злость, эгоизм, жадность, наглость)

11. 5 положительных качеств человека (доброта, щедрость, ответственность, дружелюбность, честность, оптимизм)

12. 5 природных водоёмов (река, озеро, море, океан, ручей)

Задание 2.
Разыгрываем ситуацию. Представим, что вы встретили близкого друга и рассказываете ему потрясающую новость. (А новость может быть замечательной, шокирующей, важной, свежей, приятной). Напримир, дано словосочетание “шахматный турнир”: “О, я же так и не успела сообщить тебе отличную новость! Мой сын занял первое место в шахматном турнире среди детей Калгари!”

Вы должны использовать слова, названные мной. Слова для детей:

1. сбросить (сбросить вес, лошадь сбросила всадника, сбросить груз);
2. не умолкая (не переставая говорить, шуметь, издавать какие-то звуки)

3. свирепый (очень жестокий, хищный; очень сильный – например, свирепый мороз)

4. запыхаться (тяжело дышать от быстрого бега; взобрался на крутой откос и даже не запыхался!)

5. позаботиться (о своем доме, о детях, о мерах безопасности.)

6. выбраться (из грязи, из болота, из воды, выбраться на крышу, выбраться на опушку)

7. целый и невредимый (живой, здоровый; самолёт разбился и взорвался, но пилоту посчастливилось остаться целым и невредимым)

8. перебраться (перейти через препятствия – перебраться через овраг; переехать в другое место – перебраться из деревни в город; оставив дедушку с новой женой, бабушка перебралась к нам в Канаду)

9. опомниться (прийти в сознание после обморока, вернуть себе самообладание; одуматься)
10. полакомиться (съесть что-либо вкусное, какое-либо лакомство)

11. как ни в чём не бывало (вовсе не замечая того, что произошло; делая вид, что ничего не произошло, не случилось). На другой день Иван Гермогенович как ни в чем не бывало сидел за столом в своем кабинете.

12. освещенный (такой, где есть освещение). Отсюда, из освещённой комнаты, ночь казалась ещё темнее, ещё глубже, ещё таинственнее.

Задание 3.

К нам в гости снова пришел мистер Боб (игрушка) - американец, изучающий русский язык. :) Ему задали задание написать письмо русскому другу. Поможем ему? Каждый из вас должен использовать данные мной слова. Помните, что письмо – это рассказ, и мы должны стараться связать все предложения друг с другом по смыслу.

Слова для детей:

1. поблагодарить,

2. счастливый обладатель,

3. погостить,

4. внезапно (неожиданно),

5. мерзляк,

6. подходить к концу (заканчиваться),
7. выдерживать,
8. подкрадываться,
9. предусмотрительный,
10. опасаться,
11. время от времени (иногда),
12. кусочки древесины,
13. неженка (изнеженный человек; и про мужчин так говорят – Смотри-ка, какой неженка!)

Задание 4.
И на прощание (у нас осталось несколько минут) сделаем друг другу комплименты! :) Каждый по очереди.

* * *

Урок 6. Практика русского языка. 1 июня 2020

Задание 1.
Словесная игра. В детской книге “Приключения жёлтого чемоданчика”, которую написала Софья Прокофьева, детский доктор ругал себя за оплошность (ошибку, ошибочный поступок) так: “Ах я разбитый градусник! Ах я дырявая грелка!”

И мы с вами сегодня тоже будем ругаться и браниться. Но делать это надо таким же образом, как тот детский доктор из книги. Он называл себя медицинскими устройствами.
Каждому из вас я назову профессию. И вы должны браниться, используя какой-то инструмент или прибор, которым пользуется человек вашей профессии.

Профессии для детей:

1. Капитан корабля
2. Шеф-повар в ресторане
3. Кинолог (Это вовсе не специалист по созданию фильмов, а профессионал в сфере разведения, содержания и дрессировки собак.)
4. Лётчик (Это человек, управляющий летательным аппаратом – самолётом, вертолётом, дирижблем и тд).
5. Космонавт
6. Строитель
7. Учитель
8. Водитель автобуса

9. Собачий парикмахер

10. Финансист
11. Фотограф
12. Художник

Задание 2.

Каждый из вас должен сочинить предложение, используя вот такую структуру:
“Как бы Петя ни старался, у него ничего не получалось.

Куда бы Лиана ни уезжала в путешествие, ей всегда хотелось вернуться в родной город Калгари.

Кого бы Наташа ни встречала, все обсуждали с ней надоевший карантин.

Где бы Денис ни парковался, ему всегда выписывали штраф.

Когда бы учительница ни посмотрела на Мишу, он всегда мечтал о своём, задумчиво глядя в окно.”

Задание 3.
Изучаем словосочетание: “Справиться с собой” (подавить свое волнение, вернуть себе выдержку, хладнокровие). Каждый ребенок сочиняет своё предложение с этим словосочетанием.

Примеры употребления слова: Доктор осмотрел свёрток со всех сторон; должно быть, ему очень хотелось открыть его. Но он справился с собой и спокойно положил свёрток в карман.
Но через две секунды он справился с собой, вспомнил, что полицейскому полагается мужество.


Задание 4.
Словесная игра «Я пошел на чердак» - это игра на развитие памяти и воображения.

Первый игрок говорит «Я пошел на чердак и нашел…», найденный предмет придумывается без каких-либо правил и законов, при этом чем сложнее и заковыристее, тем лучше. Например, «Я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу!». Следующий игрок делает то же самое, но свою находку прибавляет к находке предыдущего, вот так: «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу и фиолетовый космический сапог!». Третий игрок добавляет свою находку, четвертый – свою и т. д.

А вот интересная куча находок, которая сегодня получилась у нас в игре. :)
“Я поднялся на чердак и нашёл там: засушенного Витю; полусгнившего единорога; пушистую милую летучую мышь; стакан чая; разложившегося соседа; большой мешок конфет; настоящий жёлтый кабриолет; большую коробку с мороженым; кукольный театр.”

* * *

Урок 7. Практика русского языка. 11 июня 2020

Задание 1.
Словесная игра “Что произойдёт, если?”
Даю детям фразы: Что произойдёт, если после утреннего умывания у тебя неожиданно отвалится нос? Что произойдет, если твой папа вернётся с работы двухметровым великаном?

Ребенок должен дать ответ “Тогда я сделаю то-то и то-то... “, используя в речи названные мной слова.

Слова для детей: фантазировать (выдумывать что-н. неправдоподобное, невозможное); поднять крик; событие; присмотреться; складной; присоединиться; обращаться с огнём; затвердевший; намокший от росы; валун; в вершинах деревьев; гибель.

Задание 2.
Каждый ребенок сочиняет предложение с такой структурой:
"Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветет ранней весной.
Не только Дениска отказался есть на обед постный борщ, но и все члены его семьи.
Не только Михалыч защищался от нападения волка, но и все участники экспедиции.
Не только ты любишь валяться на диване с увлекательной книгой, но и я тоже!"

Надо использовать слова, которые я назову. Слова для детей: сбиться с пути, прикасаться, разглядывать, принуждать, ворох одежды, возглас, притихший, просохнуть, остолоп (глупец, болван), путешествие сорвётся, раздвинуться (кусты, двери), смотреть с умилением.

Задание 3.
Наш старый знакомый Мистер Боб (игрушка; американец, изучающий русский язык) вернулся с похода и учительница русского языка дала ему задание написать сочинение про поход. Поможем ему? Каждый из вас сочиняет одно предложение. И у вас должен получиться рассказ, связанный единым сюжетом. Вы должны использовать в речи слова, которые я назову.

Слова для детей: долгие сборы, непромокаемая обувь, неподъемный рюкзак, совсем бесшумно, наскочить на медведя, в полном одиночестве, возиться с палаткой, подгонял голод, провизии не хватило, тронуться в обратный путь, красный как помидор, швыряться камнями, совершить поход.


Задание 4.
Словесная игра “Чем похожи?”. Я называю пару слов. А дети должны сказать, чем похожи эти предметы или люди.
Каждому ребенку даю свою пару слов, и он самостоятельно отвечает.
Пары слов для детей:
магазин игрушек и рыболов, конечности и спагетти, ельник (еловый лес) и пещера, заводная игрушка и Дениска, Лиана и головастик, жажда и молния, кора тополя и мозг человека, унитаз и подушка, огрызок яблока и старушонка, капитан корабля и лужа, Витя и клочок бумаги, бревно и свекольный салат.

* * *

Урок 8. Практика русского языка. 18 июня 2020

Задание 1.
Словесная игра “Ворчливая старушонка”

Ребята, иногда бабушки ворчат на своих внуков, детей или даже на прохожих.
Давайте сегодня представим, что мы все – ворчливые старушки. Вам надо побрюзжать на кого-то.

Используем такую структуру предложения:
"Где это видано, чтобы дети смотрели фильм про такого уродца Волдеморта?
Где это видано, чтобы мамаша троих детей целыми днями спортом занималась, а детей пиццей кормила?
Где это видано, чтобы мальчишки дотемна бродили одни по улице?"

Нужно использовать слова, которые я для вас назову.
Слова для детей: всплеснуть руками, измятый (мятый, негладкий от сжатия), вцепиться, закалённый, мычание коров, потрёпанный чемодан, без единого слова, испепелить взглядом, всклокоченные волосы, запропаститься, кое-как (небрежно, плохо), ноющая боль.

Задание 2.

Изучаем словосочетание “Сила воли”. Сила воли – это способность человека делать осознанный, добровольный выбор из множества вариантов; способность отказаться от чего-то приятного в пользу более важного.


Примеры употребления: Книга “Как развить и укрепить силу воли”. Восхищаюсь твоей силой воли – ты смог отказаться от курения навсегда! Тебе понадобится огромная сила воли, если ты хочешь похудеть на 20 килограмм. Тебе нужно развивать силу воли, милый. Поразительно, но сила воли, как и мышцы тела, с успехом поддаётся тренировке. Давай-ка испытаем твою силу воли – предлагаю тебе сегодня ни минуты не пользоваться компьютером.


А теперь каждый из вас должен сочинить предложение со словосочетанием “сила воли”.


Задание 3.
Если бы тебе предложили поехать на необитаемый остров с твоими друзьями на целый год, ты бы согласился или отказался? И почему?

Используйте в ответе слова, которые я назову. Слова для детей: комфорт, тосковать, исхудать (сильно похудеть), действовать успокаивающе, для приготовления, понадобиться, не доводилось, ощупать, держаться подальше от, ожидая нападения, зажмуриться.

Задание 4.
Изучаем слово “территория”.
Значения: земельное пространство с определёнными границами; часть какой-то страны, часть земного шара.
Примеры употребления: На территории Альберты проживает более 4 миллионов людей.
Вам не удастся пробраться на нашу территорию! На территории парка Фиш Крик всегда разрешается устраивать пикники. Огромная территория, прилегающая к Азовскому морю, занята болотами.

Каждый ребенок сочиняет предложение со словом “территория”, используя те слова, которые я назову.

Слова для детей: трёхцветный флаг, проживать, обитать, во время визита на ферму, вдоль побережья, были полностью разрушены, наш временный дом, проводится сырная ярмарка, раскрыть секрет, длительное путешествие на велосипедах, проложить маршрут, договариваться.

Задание 5.
Ребята, сегодня мы с вами прогуляемся по картинной галерее.
Каждый из вас будет гидом и должен описать одну из картин, используя слова, которые я назову.

Слова для детей: я не сомневаюсь, получить большое удовольствие, я хотел бы упомянуть, лицо озаряет улыбка, зажмуриться от ужаса, истинный знаток картин, в моём распоряжении, встретиться взглядом с, вызывать восхищение, картина кисти, изображать, художник создаёт ощущение (печали, покоя), шедевр, раскрыть тайну, малоизвестный.

Картины для 10 детей: “Мона Лиза”, “Утро в сосновом лесу”, “Женщина за пианино” и тд.
(Картины показываю детям на своём экране компьютера. В программе Zoom для этого имеется функция "Share screen".)

* * *

Урок 9. Практика русского языка. 2 июля 2020

Задание 1.
Словесная игра. Она похожа на игру “Я поднялся на чердак и нашёл там...” (Смотрите описание игры в Задании 4. из Урока 6. выше.)

А мы будем говорить: В День Канады я проснулся утром и сделал то-то и то-то.... а потом сделал .. затем сделал...

Задание 2.
Изучаем слово “наводнение”. Значение: затопление суши водой, выступившей из берегов, или сильными ливнями, являющееся стихийным бедствием.

Употребление: В дождь ни выйти, ни выехать нельзя: в городе и окрестностях наводнение. Мэр распорядился оказать помощь людям, пострадавшим от наводнения. Дениска тогда еще был маленьким и плохо помнит наводнение в Калгари в 2013 году.

Дети, а теперь: Я буду мэром города Калгари. А вы (каждый по очереди) будете Начальником департамента по чрезвычайным ситуациям. В городе несколько дней идут сильные дожди. Я обеспокоен и звоню вам, прошу доложить об остановке в городе.
Сделайте для мэра короткий доклад и используйте слова, которые я для вас назову.

Слова для детей: сильное наводнение; в случае наводнения; в результате наводнения; жертвы наводнения; вызвать наводнение; спасаться от наводнения; страдать от наводнений; приводить к наводнениям; в период наводнения; из-за опасности наводнения; наводнение приближалось к Новому Орлеану; наводнением были охвачены 10 штатов; наводнение разрушило.


Задание 3.
Ребята, вам нужно очень быстро называть слова, которые начинаются с приставки БЕЗ, БЕС.
Например, бессердечный (жестокий); безногий (без ног); безголовый (без головы) – почти безголовый Ник; бессмертный (вечный) – Кощей Бессмертный; и тд.

* * *

Урок 10. Практика русского языка. 9 июля 2020

Задание 1.
Словесная игра “Если бы ко мне в руки с неба упал миллион долларов, я бы... ”.
Надо рассказать, как бы ты распорядился этими деньгами, используя данные мной слова.
Не забывайте, что деньги можно тратить не только на себя и свою семью, но можно помочь и другим людям.

Слова для детей: образ жизни; подходящее место; разыскать; расспрашивать о подробностях; знать как свои пять пальцев; одобрить (признать хорошим, правильным, допустимым – например, мама не одобрила мой план отправиться в кругосветное путешествие на велосипеде); не покладая рук (трудиться, работать без перерывов, не переставая, с усердием); требоваться (мне потребуется 2 месяца, чтобы открыть свой книжный магазин); отправиться на поиски; прославиться (стать известным); окинуть взглядом (оглядеть, осмотреть); прийти в себя (опомниться).

Задание 2.

Ребята, а теперь мы поучимся выражать разнообразные эмоции.
Я буду называть для каждого эмоцию и фразу. И данную фразу нужно произнести с указанной эмоцией.

Эмоции: Безразличие / Равнодушие. Гнев / Ярость. Радость. Раздражение. Удивление / Изумление. Нежность. Испуг. Застенчивость. Интерес. Волнение. Возмущение. Смех. Стыд. Превосходство. Отвращение. Удовольствие. Злорадство / Злость. Жалость.

Фразы для детей:
- Справимся, ребята! Глаза боятся, а руки делают!
- Скажите же, сколько мне придётся ждать этого поезда?
- Давайте расходиться по домам, нам всем нужно выспаться перед трудным походом.

- Отдыхая на небольшом десятиминутном привале, мы ели пирожки с яблоками.
- Перейдя вброд узкую речку, мы снова обулись и пошли дальше.

- Я знаю по своему опыту, что можно получить удовольствие от чего угодно, если твердо на это настроиться.
- А я полагаю, что имя человека не имеет значения, если он – прекрасный человек.
- Я бы и собаку не доверил этой миссис Блюитт, не то что маленькую девочку-сироту!
- Вы взяли на себя большую ответственность, отправившись всей семьёй в кругосветное путешествие!
- Научись контролировать свои эмоции, ты уже взрослый человек.


Задание 3.
Сочиняем свои предложения, используя вот такую структуру предложения:
"Поссорившись с родителями, Марио переехал жить в недорогую гостиницу возле универститета.
Угостившись мороженым в придорожном кафе, старушка ловко запрыгнула на старенький велосипед и укатила.
Наслушавшись негативных отзывов об озере Сикоме, я пять лет отказывалась поехать туда. А напрасно!
Наигравшись в песочнице, Витя вошёл в дом и отдал приказ своему роботу приготовить яичницу из 5-ти яиц.
Провозившись весь вечер в гараже, Денис вернулся в дом, принял душ и мгновенно уснул."

Используйте в речи слова, которые я для вас назову. Слова для детей: пробежаться по парку, вдоволь напиться, скрыться от солнца, наговориться с другом, наесться досыта, очнуться после наркоза, наткнуться на одноклассника, признаться в любви, набраться смелости, броситься к выходу из школы, окунуться в холодную воду, рассмеяться звонко, споткнуться о чей-то велосипед.

Задание 4.
Вы ищете работу и вас пригласили на интервью. Я – тот человек, который проводит интервью и задаёт вам вопросы.

Итак, каждому из вас я говорю профессию или должность, на которой вы работаете. И задаю вопрос. Например, вы ищете работу полицейского в Калгари. И на интервью я задаю вам такой вопрос: Расскажите мне о своем опыте работы. И вы можете ответить так:
“Последние 10 лет я проработал полицейским в Нью-Йорке. Там очень много преступников, и это была нелёгкая работёнка! Я даже потерял руку в одной перестрелке с бандитами.”

Вопросы для детей:
1. Расскажите о проблеме или конфликте, с которым вы столкнулись на работе, и о том, как вы с этим справились.

2. Расскажите о своём опыте работе.
3. Вы предпочитаете работать в одиночку или в команде? И почему?
4. Какие ваши сильные стороны?
5. Какие ваши слабые стороны?
6. Почему вы решили уйти с предыдущего места работы?
7. Как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями?
8. Какую зарплату вы бы хотели получать?
9. Каким животным вы бы хотели быть?
10. Почему мы должны нанять именно вас?
11. Почему вы выбрали эту профессию?
12. Что вы считаете самым трудным в вашей работе?
13. Какой навык вы хотели бы освоить в этом году и почему?
14. Как бы вас описали ваши друзья?

Профессии: учитель начальной школы, пекарь на фабрике “Тим Хортонс”, водитель автобуса, кассир в Доллараме, пожарный, экскурсовод на башне Калгари, перемешиватель компоста на заводе по переработке органического мусора, инструктор по плаванию в бассейне, программист, помощник мэра Калгари.

* * *

Урок 11. Практика русского языка. 16 июля 2020

Задание 1.
Словесная игра.
Задаю вопрос, и каждый ребенок должен ответить на него быстро.
Мои вопросы:
- Каким бывает зоопарк? (интересным, полным зверей и людей, закрытым, грязным и тд).
- Что можно делать с помощью лужи? (смотреть на отражение неба, промочить ноги, прыгать по воде и тд).
- Какой бывает мама по вечерам?
- Где можно встретить лысого баскетболиста?
- Какая в Калгари бывает зима?
- Зачем мы катаемся на велосипеде?
- Как ты относишься к муравьям?

- Как бы ты чувствовал себя на верхушке 20-метровой сосны?

- Когда закончится карантин?

- Какой бывает школа в середине учебного дня?

Задание 2.
Сейчас лето! Летом многие люди путешествуют по разным странам. И поэтому задание такое.
Каждый из вас должен позвонить в турагентство (туристическое агентство) и купить себе билет на самолёт, забронировать отель в каком-нибудь городе или заказать целое путешествие.

Придумывайте, что угодно. Но вам нужно придумать забавное название турагентства, в которое вы звоните. Например, “Акулий глаз”, или “Поехали с нами!”, или “Не вернусь домой!”, или “Обгоревший турист”, или “Дырявый чемодан” и тд.

А также вам нужно использовать слова, которые я назову.
Слова для детей: окунуться в атмосферу; собираться в свадебное путешествие; совершить путешествие в Японию; предпочитать морские путешествия; завершить путешествие; утомительное путешествие на велосипеде; с первого дня путешествия; присоединиться к увлекательной поездке друзей; разработать маршрут; совершить кругосветное путешествие; перелёт через Атлантический океан.

Задание 3.

Изучаем слово “предложение” (то, что предложено, предлагается; просьба стать женой).

Употребление слова: Он ухватился за предложение обеими руками; мысль о том, чтобы отказаться, даже не пришла ему в голову. Обычно мужчина делает предложение. Примите же моё предложение – только представьте, две недели мы будем ехать на велосипедах по странам Европы! У меня к вам деловое предложение – давайте вместе откроем фирму по ремонту автомобилей. Ты всё написала правильно – всё, кроме последнего предложения. Мой начальник отверг это предложение. Мать научила её охотиться за выгодными предложениями и экономить. Ему поступило выгодное предложение о продаже его дома.

Теперь каждый из вас сочиняет одно предложение со словом "предложение", используя те слова, что я назову.

Слова для детей: выгодное предложение; сделать предложение; отказаться от предложения; ухватиться за предложение; любезное предложение; поддержать предложение; предложение издать его книгу; предложить помощь; отклонить предложение; составить сложное предложение; выслушать предложение; разумное предложение.

Задание 4.
Быстрая словесная игра на прощание.
Каждый из вас должен пожелать другим что-то интересное на ближайшие выходные!
Нужно использовать слова, которые я назову.
Слова для детей: преодолеть все препятствия (справиться с чем-нибудь – преодолеть все препятствия, преодолеть трудности); популярное место; вымокнуть под дождём; аллея с сувенирными магазинами; речной круиз; избежать солнечного удара; совершить прогулку по центру города; с первыми лучами солнца; передвигаться на лошади; экскурсионный лимузин; свериться с картой; экзотическая еда.

* * *

Урок 12. Практика русского языка. 19 июля 2020

Задание 1.

Словесная игра с антонимами. Антонимы – это противоположные по смыслу слова.
Например: День – Ночь, Поздно – Рано, Усталый – Бодрый.

Я буду называть вам слова, а вы говорите мне противоположное по значению слово.

Слова для детей: Мешать (помогать), засыпать (просыпаться), ругаться (мириться, хвалить), дешевле (дороже), злобный (добрый), гигантский (малюсенький), трудяга, труженик (бездельник), болтун (молчун), храбрость (трусость), радоваться (огорчаться), построить (поломать), защитить (обидеть), вымокнуть (высохнуть, обсохнуть), интересно (скучно), убегать (прибегать), глубоко (мелко), бурная река (спокойная река), внутри (снаружи), отнести (принести), сытый (голодный), любовь (ненависть), избыток (недостаток), богатство (бедность), чуткий (равнодушный, бесчувственный),

А есть такая игра, где надо поменять все слова в предложении на противоположные. Например, я говорю “Чёрный папа заснул на кровати.” А вы должны ответить: “Белая мама проснулась под кроватью.” Или: “Богатый молодой человек грустно бежал под дождем.” - “Бедный старикашка весело стоял на солнце.”

Задание 2.
Сегодня мы поговорим о “Банке продовольствия” (Food bank). Продовольствие – это продукты питания. Еще Банк продовольствия называют Пищевым банком.
Первый банк продовольствия был создан в США в Финиксе в 1967 году. Его создателем был Джон ван Хенгель. Банки продовольствия быстро распространились по всему миру.
Он возмущался объемом продуктов, которые выбрасывали магазины, ведь этой едой можно было накормить много бедняков. В мусор отправлялись не только испорченные продукты, но также те, у которых были дефекты: дырявые и запачканные мешки с сахаром и рисом, помятые консервы. Ван Хенгель договорился с магазинами, чтобы они передавали некрасивый, но еще годный товар ему, а затем начал распределять продукты нуждающимся. Так в 1967 году появился первый пищевой банк. Сейчас во многих странах мира существуют Банки продовольствия.

Итак, вы все – волонтёры калгарийского банка продовольствия. И к вам пришли журналисты с городского телевидения, чтобы снять сюжет о вашей благотворительной организации.
Каждый из вас должен сказать одну фразу, используя данные мною слова.

Слова для детей: был создан в 1982 году; главная цель банка; оказывать поддержку; расположен недалеко от станции трамвая; принимать непортящиеся продукты; работать по сменам; обратиться за помощью в банк продовольствия; малоимущие семьи и бездомные люди; осуществлять контроль качества продуктов; сделать пожертвование (денежное, в виде продуктов или даже в виде автомобиля); помогать друг другу; приглашать волонтёров; сбор и распределение продуктов; просроченные продукты; обращаться за помощью; рассказать детям о банке продовольствия; детские книги о банке продовольствия.

Задание 3.
Изучаем слово “противоположный”. (1. Расположенный напротив – например, противоположный берег. 2. Совершенно несходный, противоречащий другому. - Например, противоположное мнение.)

У животных обычно на одном конце тела расположена голова, а на противоположном конце – хвост. На пляже они встретили людей противоположного пола. У нас с мужем противоположные точки зрения на эту проблему (ношение масок во время карантина). На противоположных берегах реки Амур расположены российский город Благовещенск и китайский город Хэйхэ.

Каждый участник составляет предложение со словом “притивоположный”, используя заданные слова.

Слова для детей: на противоположной стороне улицы; придерживаться противоположного мнения; взяться за противоположные концы палки; смотреть в противоположную сторону; направляться в противоположную сторону; противоположные ворота; на противоположном берегу реки; противоположный конец парка; противоположный конец города; прокопать туннель к противоположному концу Земли.

* * *
Урок 13. Практика русского языка. 26 июля 2020

Задание 1.
Каждый ребенок рассказывает про одну из его целей на текущий год. Можно рассказать про реальную цель или просто выдумать что-то. Нужно использовать данные мной слова.

Например, моя цель: написать 10 детских фантастических сказок и разослать их в издательства Канады и Америки.

Слова для детей: Покорить гору (самую высокую гору на планете или самую высокую гору Канады); навестить бабушку, родных, друга; разучить три новых произведения на пианино;
удивить родителей; решать по 20 шахматных задач каждую неделю; самостоятельно сшить мягкую игрушку; доводить дело до конца; втянуться в занятия спортом; пересечь всю Канаду на автомобиле; научиться подтягиваться на турнике 15 раз; мотивировать.

Задание 2.

Строим предложения с такой структурой: “был сделан, был создан, был найден”.

Слова для детей: переименовать улицу; возводить маяк; восстановить здание библиотеки; передать информацию менеджеру; отправлять товар в соседнюю провинцию; пригласить нового преподавателя; получить документы от финансиста; записать ребёнка в школу танцев;

отремонтировать разрушенный мост; окружить заботой.

Задание 3.
Изучаем слово “опустеть”. Значение:
1. стать пустым, лишиться содержимого. Например: А я зажигал спичку за спичкой и чиркал до тех пор, пока не опустела коробка. На третий час похода у них опустели бутылки с водой и их стала мучить нестерпимая жажда. Во время карантина многие люди потеряли работу и стали ходить за продуктами в банк продовольствия, поэтому уже через неделю главный склад с продуктами опустел. Двухлитровая манка с молоком мгновенно опустела, когда 8 детей прибежали на перекус.

2. стать безлюдным, пустынным. Например: В одно мгновение двор опустел, и охотник остался один, глаз на глаз с медведем. На летних каникулах школа опустела, и маленький мышонок мог свободно бегать по всем классам.


Теперь каждый из вас сочиняет предложение со словом “опустеть”. Надо использовать слова, данные мной.
Слова для детей: после заката солнца; испытывать чувство голода; городской пляж; остаться наедине с природой; экскурсионный автобус; побороть свой страх; в поисках человеческого жилья; с вершины небоскрёба; картинная галерея; лишь бездомные бродяги.

Задание 4.
Словесная игра на прощание.
Дайте нам всем какую-то рекомендацию – куда нам сходить, или чем нам заняться, или какую книгу почитать.

Можно использовать такие слова: Я очень рекомендую вам прочесть книгу “Таинственный остров”. Я настоятельно рекомендую тебе сходить к врачу, ты очень сильно кашляешь. Рекомендую вам побольше гулять и поменьше сидеть за компьютером.

Нужно использовать слова, которые я назову. Слова для детей:
освежить знания по математике; читать бумажные книги, а не электронные; самостоятельно готовить несложные блюда; не тратить драгоценное время на всякую ерунду;
избегать негативных людей; проверить своё зрение у окулиста; закупить школьные принадлежности; выработать полезную привычку; укладываться спать вовремя; составлять план дел на неделю; наслаждаться каждым мгновением.

* * *

Урок 14. Практика русского языка. 30 июля 2020

Задание 1.
Словесная игра. Каждый ребенок приводит 1-2 примера.
- Что бывает “беспрерывным”? (шум, дождь, болтовня и тд)
- Теперь усложняем задание. Надо дать ответ в двух словах. Что бывает “невыносимым”?
(плач ребенка, головная боль, гул самолётов и тд).

- Еще больше усложняем задание. Теперь надо дать ответ в трех словах!
Что бывает “белоснежным”? (белоснежный воротничок её платья, белоснежная шерсть арктической лисы и тд).

Задание 2.

Строим предложения с такой структурой:

"Джек хотел уже ударить животное, как вдруг кабан сорвался с места и исчез в густом лесу. Дениска хотел съездить в рыболовный магазин и уже сел в машину, как вдруг начался сильный град."

Дети должны использовать в своих предложениях указанные мной слова.
Слова для детей: соорудить (плот, мост, костёр, причёску), бесполезный, ярко пылающий огонь, восстановить силы, мясо кабана оказалось вкусным, погрузиться в крепкий сон, двигаться вдоль берега, на высоте трёх метров, погода стояла хорошая.

Задание 3.
Изучаем слово “заниматься”. Значение слова: 1. Что-нибудь делать, быть занятым чем-нибудь в данную минуту. Например, Заниматься упаковкой вещей перед отъездом. 2. Работать (об умственном труде, преимущественно научном). Сегодня у нас в учреждении не занимаются. Он занимался всю ночь и встал с головной болью. Не мешай мне заниматься. Он занимается математикой. Дети, пора заниаться! Он решил заняться физикой.

Теперь каждый из вас сочиняет предложение со словом “заниматься", используя в речи заданные мной слова.

Слова для детей: заниматься важными делами, регулярно заниматься спортом, заниматься ерундой, заниматься с детьми математикой, заниматься фотографией, заниматься плаванием, заниматься уже более полугода, заниматься в пол силы, совсем не заниматься, заниматься домашними делами, всерьез заняться (изучением чего-то, музыкой), подолгу заниматься (домашними растениями).

Задание 4.
Представим, что вы все побывали в Бразилии, объехали всю эту страну за 3 недели. И теперь хотите оставить отзыв в интернете о турфирме, гостанице, ресторане и тд.
Отзыв может быть положительным (если вы остались довольны) или отрицательным (если вам что-то не понравилось). Нужно использовать слова, которые я назову.

Слова для детей: провести бессонную ночь в аэропорту Рио-де-Жанейро, значительно дешевле, стать знатоком Бразилии, навигатор говорил только по-португальски, русскоязычный персонал отеля, чуть не лишился жизни (на реке Амазонке), обменять канадские доллары на бразильские реалы, на экскурсии по трущобам меня ограбили.

* * *

Урок 15. Практика русского языка. 7 августа 2020

Ребята, на этом уроке мы будем говорить только про путешествия! :)

Задание 1.
Быстрая словесная игра, пока ждем подключения всех участников.

- Каким бывает путешествие по длительности? Сколько оно может длиться?

Называйте какой-то интервал времени. Например, недельное путешествие; однодневное путешествие и тд. (Ответы детей могут быть такими: Месячный, двухдневный, двухнедельный, трехмесячный, годовой, полугодовой, трехлетний, десятилетний.)

- Теперь описываем путешествие. Каким оно может быть? Например, скучным, долгим, опасным, семейным, свадебным и тд.

- А теперь называем, какие типы путешествия бывают. Например, пляжный отдых в Мексике, сплав по реке на каноэ и тд.

Задание 2.
Что мы делаем, прежде чем отправиться в путешествие? Чем мы занимаемся дома?
Мы планируем! Решаем, куда отправиться, на сколько дней, в каком составе и тд.

Итак, задание такое. Все дети вашего класса отправляются с учителем в летнюю поездку. Вашу поездку спонсирует богатая фирма, в которой работает один из родителей вашего класса.
И вот вы сидите на собрании и обсуждаете, куда бы вам отправиться – в какую страну и в какой город. Каждый из вас должен предложить свой вариант. Это место, где вы мечтаете побывать! И вы хотите убедить своих одноклассников поехать туда.

Вы должны использовать слова, которые я назову. Слова для детей:

по железной дороге добраться до; любоваться красотами города; предпринять путешествие в; с интересом прислушиваться к разговорам; не будьте слишком привередливыми; встретить рассвет на; оставить своё мнение при себе; в нашем распоряжении будет; путеводитель по стране или городу (книга с информацией); возвратиться целыми и невредимыми; отложить свой отъезд.

Задание 3.

Запомните такую структуру предложения:

"Жак и Жермен устроились на корме, откуда хорошо просматривалась вся река.
В прошлые выходные Миша забрался на гору, откуда весь город Кенмор был виден как на ладони.
К вечеру путешественники добрались до лагеря “Три медведя”, откуда им оставалось пройти до финиша всего 27 километров."

А теперь вам нужно сочинить предложение о каком-то событии из вашего путешествия. Не забудьте о заданной структуре предложения. А также вы должны использовать в своих предложениях указанные слова.

Слова для детей: выбиться из сил; мне трудно было поверить; опасности подстерегали нас на пути; полностью доверить свой багаж индейцам; в ожидании обеда собраться в ресторане отеля; заманчивое предложение; прибыть во второй половине дня; было мало проку; если не возникнет никаких непредвиденных препятствий; расположенная на правом берегу реки деревушка; согласиться при условии, что; решил уехать тайно; не имел счастья увидеть (кого-то или что-то).

Задание 4.
Итак, путешествие закончилось. Вы сидите дома, собрали друзей на шашлык. И делитесь впечатлениями! :)

Вам надо сочинить два предложения, в форме диалога. Диалог – это когда разговаривают ДВА человека.
Например:
- Представляешь, на озере Оканаган я поймал лосося длиной в метр!
- Удивительно! Даже трудно в это поверить.

В одном из своих предложений вы должны использовать слова, которые я назову.

Слова для детей: завязать знакомство с (каким-то японцем); поселиться в этих краях; демонстрировать свои владения; он сопровождал нас; направляться неизвестно куда; отчалить от берега; не рисковать больше ради нас; согласиться с разумным предложением; поблизости от отеля; редко встречались на нашем пути; продираться сквозь лесную чащу; наш катер чуть было не сел на мель; обнаружили, что не хватает одного члена экипажа.

* * *

Урок 16. Практика русского языка. 13 августа 2020

Задание 1.
Словесная игра “Две правды и одна ложь”.
Каждый участник по очереди говорит про себя 3 факта: два правдивых и один ложный.
Другие участники должны догадаться, какой из фактов является ложью.

Например, я говорю про себя 3 факта:
Когда-то я работала на мойке машин в течение месяца.
В возрасте 21 года я изучала филиппинский язык.
Я совершила 3 прыжка с парашютом.

Задание 2.

Изучаем слово “ингредиент”. Ингредиент (лат. Ingrediens — «входящий»):

  • Ингредиент (химия) - составная часть какого-либо сложного соединения или смеси, присутствующая в готовом продукте в исходном или изменённом виде.

  • Ингредиент (кулинария) - исходные продукты для приготовления какого-либо блюда.

Употребление слова: Подготовленные ингредиенты смешать, добавить соль и перец, и заправить оливковым маслом. Не покупай этот шампунь, дорогая – в нём содержатся опасные ингредиенты. В список ингредиентов школьных батончиков не должны входить орехи – потому что у некоторых школьников имеется аллергия на орехи.

Теперь каждый участник составляет предложение со словом “ингредиент(ы)”, используя заданные мной слова.
Слова для детей: провести мастер-класс по приготовлению торта “Прага”; ломать голову над тем, что приготовить на ужин; оборотное зелье позволяет превратиться на время в другого человека; приготовить сытное и вкусное блюдо для вечерней трапезы; удивить гостей чудесным десертом; закупить недостающие ингредиенты; сложный рецепт, содержащий 25 ингредиентов; похитить секретные ингредиенты из лаборатории; пользоваться мылом, изготовленным только из натуральных ингредиентов; добавлять в овсяную кашу разные полезные ингредиенты (мёд, орехи, семена); перечислить все ингредиенты, из которых приготовлен торт для детей.

Задание 3.
А теперь составляем предложения с фразеологизмами (устойчивые выражение с конкретным смыслом), где упоминаются слова Рука или Нога. Вы должны использовать в речи фразеологизм, который я для вас назову.

Слова для детей:
Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать.

Не покладая рук – усердно трудиться.

Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать.
Рукой подать – очень близко, совсем рядом.
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.
Правая рука – чей-нибудь главный помощник.
Взять себя в руки – собраться с силами, не раскисать.
Сидеть сложа руки – бездельничать, ничего не делать.

Встать не с той ноги – быть раздражённым, быть не в настроении.
Поставить на ноги – вырастить, воспитать.
Одна нога здесь, другая там – быстро.

Черт ногу сломит – беспорядок.

Задание 4.

Поговорим о минимализме.
Минимализм – это
выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации.

Вам надо сочинить предложение со словами, которые я назову. Слова для детей:
прочесть множество книг на тему минимализма; освободиться от ненужных вещей; приобретать только самое необходимое; большинство вещей лежит без дела; легче поддерживать порядок в доме; регулярно избавляться от ненужных вещей; безделушки, с которыми связаны теплые воспоминания; задумываться перед покупкой каждой вещи; конечно же, минимализм подходит не всем; научитесь расставаться со своими вещами.


Задание 5.
Быстрое задание на прощание.
Учимся критиковать кого-то по методике “Плюс – минус – плюс”.
То есть, если вы хотите сделать человеку замечание, то сначала надо человека похвалить, потом сделать замечание, а потом опять похвалить.

Давайте теперь каждый из вас попробует сделать замечание по этой методике. Можете выдумывать, что угодно. И делать замечание, кому угодно – своему коту, родителям, другу, учителю.

* * *

Урок 17. Практика русского языка. 21 августа 2020

Задание 1.
Словесная игра: Что можно сделать с помощью определенного предмета?
Например, стул. С помощью стула можно утащить конфеты с верхней полки, пока мама не видит. С помощью стула можно укрыться от дождя, держа стул сидушкой над своей головой. С помощью стула можно наслаждаться природой, сидя у озера.

Каждый ребенок называет один предмет (любой!). И все дети говорят по одному примеру с этим словом.

Задание 2.

Изучаем слово “отказывать”.
1. Ответить отрицательно на просьбу, требование или какое-л. предложение. Отказать в помощи. □ — Я, разумеется, не захотел отказать товарищу: достал ему, с своей стороны, ружье-с и взял его на охоту-с. Тургенев, Льгов. Через две недели он написал рапорт с просьбой вернуть его на прежнюю работу. Управление отказало. С. Антонов, Станция Щеглово. || Не дать согласия на брак. Отказать жениху.[Татьяна Алексеевна:] [Катя] тут же на вечере объяснилась с Грендилевским и отказала ему. Чехов, Юбилей.

4. Перестать действовать вследствие неисправности, порчи. [Летчик] нажал [гашетку] и удивился, не услышав знакомого тарахтенья. Спусковой механизм отказал. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. — Ночью электростанция остановилась. Насос отказал. В. Попов, Сталь и шлак. || Перестать служить, повиноваться (о частях тела, органах чувств и т. п.). Ноги отказали. Глаза отказали.Голос его, простуженный в пятисуточном лежании на льду, отказал, и для передачи команд пришлось держать при себе одного из лыжников в качестве «усилителя». Л. Соболев, Третье поколение.

Теперь каждый из детей сочиняет предложение со словом “отказать”.
Нужно использовать слова, которые я назову. Слова для детей:
сбавить скорость; покидать город по важным делам; производить оглушительный шум;
убедиться в чём-то; надвигается какая-то опасность;
задыхаться от быстрого движения; привязаться к малышу; обследовать тщательным образом; найти в горах смерть; натереть тело больного лечебными травами.

Задание 3.
Ребята, сейчас мы поучимся тому, как выработать хорошую дикцию. Дикция - это ясное, отчётливое произношение. Чем четче вы говорите, тем легче и приятнее вас слушать.

Для начала – разминка.

Берете в зубы карандаш и произносите одну фразу, крепко сжимая карандаш зубами.
Наша фраза: "Она хотела увидеть тебя, но я не решилась тебя будить."

Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.

Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!

- - - 
Теперь представим, что вы – директор школы. И вы в первый учебный день должны сказать приветственную речь всем ученикам и всем работникам школы.
Придумайте фразу и произнесите её громко и чётко. Используйте слова, которые я назову.
Слова для детей: прекратить шушуканья и хихиканья; вопить от восторга; ношение масок является обязательным для; не сводить глаз с новой учительницы; отменяются уроки музыки и физкультуры; беззвучно плакать от обиды; не потерплю травлю учеников в своей школе; хочу обратить ваше внимание на то, что; позвольте представить вам нашего нового учителя.

* * *

Урок 18. Практика русского языка. 27 августа 2020

Задание 1.
Словесная игра “На все вопросы – один ответ”.

Описание игры:
"Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.

  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.

  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.

  • А кто твои друзья? – Сковородки.

  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции."

- - -

Итак, ребята, я задаю каждому из вас тему. И, отвечая на мои вопросы, вы должны называть одно слово по заданной теме.
Темы для детей: дикие животные; медицинские приборы; автомобиль; школа; посуда; одежда и обувь; бытовые приборы; электроника; мебель.

Примеры вопросов и ответов из нашей игры:
Как тебя зовут? - Кроватка.
Что твой папа надел сегодня утром, перед отъездом на работу? - Дверь.
Кто твои одноклассники? - Стулья.
Что ты будешь есть сегодня на обед? - Ковёр из гостиной.
Что у тебя вместо зубов? - Лампочки.


Задание 2.
Очень важно контролировать свои эмоции. Давайте рассмотрим такую ситуацию, когда человек сердится, но умеет держать себя в руках.
Сочиняем фразу с таким смыслом: кто-то сначала рассердился, но потом смог контролировать свой гнев.
Используйте слова, которые я назову.

Слова для детей: кипятиться, злиться, лопаться со злости, звереть, приходить в бешенство, приходить в ярость, распаляться, раскипаться, стервенеть, рассвирепеть, выходить из себя, рвать и метать, доходить до белого каления, горячиться, разъяряться, сердиться, беситься, злобствовать, метать громы и молнии.

Задание 3.

Поговорим о лесных пожарах. Лесно́й пожа́р - стихийное, неконтролируемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные. Основная причина возникновения лесных пожаров - деятельность человека, на сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7-8%. Таким образом, существует острая необходимость работы противопожарных служб, контроля над соблюдением пожарной техники безопасности. Размеры пожаров делают возможным их визуальное наблюдение даже из космоса.

Наиболее распространенными из естественных причин лесных пожаров на Земле обычно являются молнии. В молодых лесах, в которых много зелени, вероятность возгорания от молнии существенно ниже, чем в лесах возрастных, где много сухих и больных деревьев. Таким образом в природе ещё задолго до человека существовало своеобразное равновесие. Экологическая роль лесных пожаров заключалась в естественном обновлении лесов.

Иногда пожары вызывают искусственно, такие пожары принято называть управляемыми. Целью управляемых пожаров является: уничтожение пожароопасных горючих материалов, удаление отходов лесозаготовок, подготовка участков для посадки саженцев, борьба с насекомыми и болезнями леса и тд.

- - -
Теперь вам надо сочинить предложение со словами, которые я назову.
Слова для детей: возникать от незатушенных костров; набирает силу лесной пожар; эвакуировать население из-за лесных пожаров; масштабные лесные пожары в Британской Колумбии; наблюдалось плохое качество воздуха;
не удалось взять огонь под контроль; огонь движется в сторону города Калгари; в сухую и ветреную погоду запрещено разжигать костры; задыхаться в огненном плену; забывчивый охотник не затушил костер.

Задание 4.
Ребята, лето почти подошло к концу. Давайте вспомним о тех радостных событиях, которые вы пережили этим летом! :) Я, например, выполнила свою цель и проехала на велосипеде 300 километров!

Каждый из вас расскажет о каком-то событии или поездке, которые вам запомнились.
Надо использовать слова, которые я назову.
Слова для детей: это лето выдалось необычным, потому что; вечерние посиделки у костра; отличать съедобные грибы от ядовитых; убежать от городской суеты; я сожалею лишь о том, что;
самые яркие впечатления остались от; впервые побывать; заказать фотокнигу на память о летнем отдыхе; не обошлось и без приключений.

No comments:

Post a Comment