Thursday, February 20, 2014

Математический кружок - Занятие 4

9 февраля прошло 4-е занятие нашего математического кружка для дошкольников.
Занимаемся мы в обеденное время, с 12 часов дня, в выходные дни - по субботам или воскресеньям.

После каждого занятия Лианка вспоминает некоторые из заданий, и снова просит их выполнять:
- Мама, дай мне задание.
:)))
Так радостно это слышать!

Задание 1:
Ханойская башня

(из книги А.К.Звонкина "Малыши и математика")

Головоломка “Ханойская башня” состоит из трех стержней. На стержень 1 надета пирамидка из n дисков различного диаметра в порядке возрастания диаметра. Диски можно перекладывать с одного стержня на другой по одному, при этом диск нельзя класть на диск меньшего диаметра. Необходимо переложить всю пирамидку со стержня 1 на стержень 3 (за минимальное число перекладываний).

У нас 2 комплекта такой Ханойской башни. Один комплект (деревянный; справа на фото) я заказала с канадского сайта: www.puzzlemaster.ca/
А второй комплект (пластиковый; слева на фото) мне напечатал Вадим на своем 3D-принтере.

На фото ниже: Саша (5 лет) переставляет башню из 4-х дисков.  

После того, как Саша справился с задачей из 4-х дисков, я ему дала 5 дисков. Он шел хорошо, но до самого конца не дошел, потому что другим детям было скучно делать это задание (может, потому что 2-х комплектов не хватает на 5-х детей, и кому-то приходится просто сидеть и наблюдать), и я перешла на другое задание.

На фото ниже: Лианка перекладывает башню из 5-ти колец, уже натренировалась, довольно быстро перекладывает. (Я храню свои 2 башни в шкафу на кухне, и иногда вынимаю их поиграться. И Лианка тоже со мной играется.)
Вадим подарил Николяшке эту хрустящую разноцветную башню, а Лианка сразу взяла ее в оборот. :)))


А вот и Николяшкина очередь пришла заниматься. :))))) Она пока только хватает "баранки" и тянет в рот.



Задание 2:
Одиннадцать вопросов

Задание взято из журнала "Квантик", Номер 8, Август 2013.
Этот номер в формате PDF можно скачать здесь:
Журнал Квантик, Номер 8, Август 2013

Эти журналы я заказала с московского сайта www.ozon.ru (где я покупаю книги для Лианы) - только 3 номера. Журналы мне очень понравились! Интересные и полезные статьи, задачи, головоломки, игры.
Буду еще заказывать!


Итак, задание: "Внимательно рассмотрите эту картинку и попытайтесь ответить на следующие вопросы:


1. Какое время года изображено на рисунке?
2. Судоходна ли эта река?
3. В какую сторону течет река?
4. Глубока ли река возле берега, у которого стоит лодка?
5. Есть ли поблизости мост через реку?
6. На север или на юг летят журавли?
7. Сейчас утро, день или вечер?
8. В каком направлении дует ветер?
9. Есть ли на ближнем берегу деревня, далеко ли до нее?
10. Шел ли только что дождь?
11. Какая в этом месте примерная ширина реки?

Честно говоря, на часть вопросов я сама не смогла ответить. :)))
Ответы даю ниже (из журнала "Квантик").

На фото ниже: Дети пытаются дать ответы на мои вопросы. Верные ответы были даны на пару вопросов.


На фото ниже: объясняю ответ на Вопрос 4.




Ответы на задачу:

1. На поле сеялка - значит, сейчас весна или осень. Осенью сев бывает, когда на деревьях еще есть листья, а тут ива цветет, листьев на ней еще нет. Под деревом нет опавшей листвы, на дереве гнездо с птенцами. По всем приметам, это весна.

2. На реке виден бакен - знак, помогающий судам выбирать безопасный путь на реке. Бакены устанавливаются только на судоходных реках.


3. Видно, как вода обтекает бакен: за ним появляются волны. Значит, река на рисунке течет слева направо. Да и лодочник причаливает так, чтобы течение прибивало его к мосткам. Кроме того, если смотреть вдоль реки по течению, то слева у берега располагают белые конусообразные бакены, а справа - красные цилиндрические.

4. На берегу вы видите мальчика с удочкой. Только при ловле рыбы на глубоком месте можно так далеко отодвигать поплавок от крючка.

5. Мостки, спускающиеся к реке, а также лодка и пассажиры показывают, что в этом месте налажен постоянный перевоз через реку. Он нужен здесь потому, что поблизости нет моста.

6. Весною журавли прилетают с юга - значит, они летят с юга на север.

7. Тени направлены примерно на север. Из-за вращения Земли вокруг своей оси, в каждом месте России тени направлены на север раз в сутки. Местное время установлено так, что этот момент приходится примерно на середину дня.

8. На дальнем берегу вы видите мальчика, который запускает воздушного змея. Змей улетает от мальчика в сторону юга, туда и дует ветер.

9. На переднем плане возле дерева мы видим гуляющую курицу. Она наверняка забрела из деревни, которая находится неподалеку.

10. Радугу можно наблюдать только после дождя, когда свет отражается в мелких капельках воды, оставшихся в воздухе.

11. Художник, запечатлевший картину, находился почти у дорожного знака. В 50 метрах от него на ближнем берегу есть грузовик. Такой же грузовик находится у мостков на дальнем берегу, причем видимые размеры грузовиков одинаковы. Значит, и расстояния до них от художника равны. Так как художник стоит рядом с мостками на ближнем берегу, то ширина реки между мостками примерно 50 м.

Задание 3: 
Задачи, расположенные по цепочке.(Из журнала "Квантик", Номер 11, Ноябрь 2012)
Впервые опубликовано в журнале "Квант", Номер 10 за 1987 г.)

Скажу сразу, что я не знаю, кто выдумал эти задачи. Некоторые из них мне рассказал Олег Владимирович Долгов. Может быть, вы его видели на экране телевизора, потому что он давно уже выступает в команде знатоков в телепередаче «Что? Где? Когда?». Но хотя он и знаток, оказалось, что и он не знает, кто автор этих задач. Кроме задач, рассказанных мне О. В. Долговым, есть еще и другие задачи такого типа — некоторые из них я слышал раньше, но тоже не мог установить, кто их автор. Задачи мне очень понравились, и я решил их изложить на страницах «Кванта». Надеюсь, что и вам они понравятся и, кроме того, быть может, кто-нибудь из читателей укажет нам их автора (или авторов). А может быть, и сами авторы увидят свои задачи напечатанными и объявятся. Итак, вот эти задачи.
Задача N1. Сколько нужно проделать операций, чтобы засунуть бегемота в холодильник?
После того, как О. В. Долгов задал мне эту задачу, я задумался... Долгов пришел мне на помощь:
— Я вам скажу, как решается первая задача. Для того чтобы поместить бегемота в холодильник, требуется совершить три операции:
1. Открыть холодильник.
2. Положить бегемота в холодильник.
3. Закрыть холодильник.
Из этого решения я уяснил себе, что понимается под словом «операция». Каждое из указанных в решении действий и есть операция. После этого мне была задана следующая задача.
Задача N2. Сколько операций надо проделать для того, чтобы положить в холодильник жирафа?
Подумав немного, я сказал:
— Наверное, для того чтобы положить жирафа в холодильник, надо проделать больше операций, чем для того, чтобы положить туда бегемота.
— Почему? — спросил О. В. Долгов.
— Потому что жираф не влезет в холодильник. Его нужно предварительно сложить.
— Не нужно его складывать, — сказал О. В. Долгов,— холодильник достаточно велик. Жираф может свободно в нем поместиться, если там нет никого другого.
— Тогда, как и в предыдущей задаче, достаточно трех операций — открываем холодильник, кладем жирафа, закрываем.
— Нет, неверно. На этот раз нужно проделать четыре операции, — сказал О. В. Долгов. И перечислил эти операции:
1. Открываем холодильник.
2. Вынимаем бегемота.
3. Кладем жирафа.
4. Закрываем холодильник. Надо ли что-то объяснять?! Я забыл, что холодильник был занят! После первой задачи в холодильнике остался бегемот. Затем мне была задана
Задача N3. Бегемот и жираф находятся на суше на расстоянии 1 километра от берега реки. Кто из них быстрее добежит до воды?
Когда решаешь такого рода задачи, думать бесполезно. Тем не менее, я подумал и сказал:
— Жираф быстрее добежит, у него ноги длинные.
— Неправильный ответ,— сказал О. В. Долгов.
— А какой ответ правильный?
— Скорее добежит до берега бегемот.
— Почему?
— Потому что жираф остался в холодильнике...
Я засмеялся, и мие была предложена следующая задача:
Задача N4. Сколько бегемотов умещается в кузове пятитонного грузовика?
На этот раз я призадумался, но Олег Владимирович не дал мне размышлять долго:
— Вы не теряйте зря времени, я вам сам подскажу ответ: умещается пять тонн бегемотов — полный кузов.
А теперь сами решите задачу N5. Только быстро. Итак...
Задача N5. Сколько поместится жирафов в кузове пятитонного грузовика?
— Тоже полный кузов,— сказал я неуверенно.
— Неправильно.
— А сколько же?
— Ни одного жирафа.
— Почему?
— Потому что кузов доверху набит бегемотами.
И в самом деле, после решения четвертой задачи бегемоты так и остались в кузове грузовика. Никто их не снял оттуда.
Задачи эти мне понравились, я их запомнил и, придя домой, рассказал моей дочке Кате. Она тогда училась в шестом классе. К моему удивлению, Катя мгновенно, одну за другой, их решила и сразу же задала мие
Задачу N6. Мальчик упал с четырех ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если он упадет с сорока ступенек?
Я неуверенно сказал:
— Сорок ступенек... это в десять раз больше, чем четыре ступеньки. Значит, мальчик сломает десять ног. Но, наверное, это неправильный ответ?
— Неправильный, — сказала Катя.
— А какой ответ правильный?
— Мальчик сломает всего одну ногу.
— Почему?
— Потому что одну ногу он уже сломал, а у него их всего две...
После мы с Катей решили, что нехорошо загадывать эту задачу про мальчика, жалко его — это ведь очень больно, когда человек ломает ногу. Мы решили загадать эту задачу не про мальчика, а про стул: стул падает с лестницы, и при этом у него ломаются ножки. Стул, конечно, тоже жаль, но меньше, чем человека. И, кроме того, задача показалась нам очень интересной. Одного стула не жалко на такую задачу.
Вот и все известные мне задачи, расположенные по цепочке.
Может быть, читатели знают и другие такие задачи? Тогда присылайте их в наш журнал.
*   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *
Задачу 6 я детям не задавала, только первые 5.
Для наглядности использовала животных из нашего набора "Сафари". :))

И грузовик из "Лего".

Дети эти задачи не решили. :)))) Но давали свои ответы!


Задание 4:
Математические раскраски(Идею этого задания я видела в одной из раскрасок в каком-то магазине нашего города Калгари.)
Я нарисовала для каждого ребенку по одному простому рисунку, черной ручкой. На фото ниже использованы просто цифры (на деталях рисунка) - это сегодняшнее задание для Лианки во время ужина. А на уроке с детками вместо цифр стояли простые примеры. Например, 2-1, 0+4, 6-2 и тд. Ребятам нужно было решить примеры, и закрасить детали рисунка в соответствующий полученной цифре цвет (цвета - в правом уголке рисунка).


Ребятам я дала счеты, чтобы легче было считать. Саша (5 лет) считал в уме, и самый первый выполнил задание. А девчонки задание до конца не выполнили, забрали свои рисунки домой доделывать. Лианка в тот же день свой рисунок днем дорисовала.

На фото ниже: Вот такие получались у деток картинки. :)))))



Задание 5:
Порядковый счет

Коротко объяснила детям, что такое количественные и порядковые числительные. И сказала, что сейчас буду им рассказывать стихотворение. И когда я буду показывать карточку с цифрой, детям нужно назвать эту цифру в виде порядкового числительного. То есть, если показываю цифру 1, то надо сказать "Первый". Если показываю цифру 3, то надо сказать "Третий" и тд.

Задание выполнили 2 раза подряд. Кто-то из деток реагирует быстрее, кто-то медленнее.

Соревнование
Как-то лось спросил лису:
- Кто быстрее всех в лесу?
Волк сказал: - Конечно я!
- Я! – захрюкала свинья.
- Я! – пищит в траве мышонок.
- Я! – заквакал лягушонок.
Чтобы в этом разобраться
Им пришлось соревноваться.
От сосны и до реки
Бегать на перегонки.
Дятел выдолбил медали,
Кабана судьей избрали.
Самый первый волк бежит,
А второй – лиса спешит,
Третий – зайчик, еж – четвертый,
Пятый – гусь несется гордый,
Белка прыгает шестой,
Ей кричит бобер: - Постой!
Он седьмой бежит, пыхтит.
Мотылек восьмой летит.
А девятый – лось сохатый,
Мишка толстенький - десятый.
Остальные так отстали,
Что медали им не дали.

Это стихотворение я взяла из книги И.Гуриной "Цифры и счет". Эту книгу мы привезли с собой из Баку при переезде в Канаду. Мы с Лианкой очень любим читать эту книгу, и любим это стихотворение про соревнование. :)))


У нас с Лианкой есть игра: я рассказываю стихотворение, и в конце каждой строчки пропускаю одно слово. Лианка должна назвать это слово, и закончить строчку. После многократного повторения стихотворений Лианка запоминает его уже полностью. В эту игру играем, когда гуляем, когда ждем автобус на остановке. :)))

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Мне все больше и больше нравится заниматься с детьми! :)))
Вот думаю, надо ли давать домашнее задание детям после каждого нашего урока? Спрошу родителей на предстоящей встрече.

1 comment:

  1. This comment has been removed by a blog administrator.

    ReplyDelete