Monday, February 24, 2014

Математический кружок - Занятие 5

15 февраля прошло 5-е занятие нашего кружка.

Совсем недавно я в интернете подыскивала идеи заданий для нашего кружка, и наткнулась на блог Евгении Кац:
http://janemouse.livejournal.com/

Эта интереснейшая девушка живет в Москве и ведет математические кружки для детей, проводит Игротеки (в том числе математические), слёты, летние лагеря.
Теперь каждый день читаю этот блог с удовольствием. И черпаю там идеи для нашего кружка, и просто для занятий с детьми.
Евгения Кац также выпустила несколько книг:
- "Пирог с математикой. Игры для детей 4-7 лет";
- "Игры для начинающих мам";
- "Математика в твоих руках. 1-4 классы" (в соавторстве с другими людьми)
и др.
Обязательно закажу для себя эти книги в ближайшем будущем.

Итак, все игры и задания этого урока взяты мной из блога Евгении Кац! Спасибо ей за это огромное!


Задание 1:
Игра "Поезд"

Все дети встают в ряд, образуя поезд. Первый ребенок говорит: "Я - Саша, я - первый вагон". Второй ребенок говорит: "Я - Лиана, я - второй вагон" и тд.
Дети должны запомнить номера своих вагонов. Далее я становлюсь паровозиком, встаю перед первым вагоном и тяну поезд. Мы едем по комнате "Чух-чух-чух, чух-чух-чух".
Затем поезд останавливается. Я беру фигуру льва и говорю:
- Лев хочет сесть в третий вагон. Кто третий вагон?
Ребенок, который играет роль третьего вагона, должен поднять руку и ответить.
Дальше поезд опять едет. Через некоторое время останавливается, и я беру фигуру слона. Говорю:
- Слон хочет сесть в вагон, который находится между первым и третьим вагоном. Что это за вагон?
И тд.

Дети хорошо справились с задание. Когда я говорила "между первым и третьим" или "между третьим и пятым", то только Саша мог ответить.
Надо еще обыграть с детьми подобные условия.

Задание 2:
Игра "Побежали - Стоп"

На команду "Побежали" дети должны бегать по комнате. На команду "Стоп" дети должны остановиться.
Команда "Стоп" может быть разной: "Стоп 0", "Стоп 1", "Стоп 2", "Стоп 3", "Стоп 4" или "Стоп 5".
В зависимости от названной цифры дети должны оставить на полу только указанное число точек опоры. Например, при команде "Стоп 2" дети могут стоять или на двух ногах, или на руке и ноге.
При команде "Стоп 0" все должны запрыгнуть на диван, стул или еще что-то, и не стоять на полу.
При команде "Стоп 5" надо встать на 2 руки, 2 ноги и голову.

Детям игра понравилась, все легко справились с задачей.

После урока, когда все разошлись, мы с Лианкой еще 2-3 раза играли в эту игру. Занесли ее в свой "репертуар", и периодически играем в эту игру дома.


Задание 3:
Игра "Мяу - Мяу - Гав"

Дети встают в ряд лицом ко мне. Объясняю им, что на "Мяу" надо сделать шаг вперед, на "Гав" нужно сделать шаг назад, а на "Прыг" - подпрыгнуть.
Далее на простом примере показываю, как выполнить задание "Мяу - Прыг - Гав". А потом прошу их самим показать мне "Мяу - Мяу - Прыг - Гав - Гав".

Саша (5 лет) быстро все понял и справился с заданием. Потом мы пытались по очереди с каждым ребенком все правильно выполнить.
3-4-леткам не очень просто это сделать. И еще им было трудно четко обозначить один приставной шаг.


Задание 4:
Игра "Оладушек"

Все дети встают в круг, держась за руки. А одного ребенка ставим в центр. Начинаем водить хоровод, приговаривая:
"Пеку блины румяные,
Румяные, горячие".
Сначала говорим эту фразу медленно, потом чуть быстрее, потом очень быстро. И затем восклицаем: "Оладушек хочу!", подбегаем все к ребенку, стоящему в центре и тихонько щекочем его, приговаривая "Тика-тика-тик".

Затем в центр становится другой ребенок, пока все не побудут "оладушком". :))

Задание 5:
Найди число

Я раздаю детям таблицу белого цвета с числами от 1 до 25 и набор желтых карточек, тоже с числами от 1 до 25.
Задача детей - разложить желтые карточки на белую таблицу, закрыв соответствующие числа (то есть, 1 положить на 1, 15 положить на 15 и тд).


У детей должно в итоге получиться вот такое желтое поле:


На фото ниже: дети ждут, когда я им раздам желтые карточки. Я их перемешиваю.


На фото ниже: Дети выполняют задание.




С заданием все справились, конечно. Саша (5 лет) первый закончил работу. Лиана закончила второй. Чтобы они не отвлекались на игрушки (а это у нас на кружке происходит постоянно, дети есть дети), я даю им задание собрать из желтых карточек поезд: число 1 - первый вагон, число 2 - второй вагон и тд. Надо отыскивать нужные числа и выстраивать их в ряд.

Перед началом этого задания я по глупости устроила соревнование. Сказала:
- Кто первый закончит, тому подарю книгу.
И когда Саша первый закончил работу, Рита расстроилась и заплакала.
Мама стала ее успокаивать.
Больше соревнований на кружке устраивать не буду. Хотя, считаю, иногда они тоже нужны.


Задание 6:
Сторож зоопарка

Дети сидят за столом. Я показываю им фигуры 8-ми животных. Мы вместе проговариваем, какие животные у нас имеются.
Потом прошу их отвернуться, и прячу одного животного. Дети должны сказать, кого я спрятала.
Потом прячу двух животных, потом - трех.

Когда я спрятала одного животного, дети быстро сказали ответ. Когда спрятала двух животных, они думали чуть дольше. Когда спрятала трех животных - еще дольше. Но назвали всех трех животных, молодцы!

В эту игру мы с Лианкой дома тоже часто играем. Но вместо фигур животных используем разные большие мягкие игрушке.
Я расставляю 8 игрушек в ряд, потом прошу Лиану отвернуться. Прячу одну игрушку. Если я просто убираю игрушку, не трогая остальных игрушек, то Лиана очень быстро угадывает, кого не хватает.
Если же я еще и меняю все оставшиеся игрушки местами, или просто сравниваю "дыру" в месте пропавшей игрушки, то Лиана теряется и думает очень долго. :)))

Задание 7:
Кто где живет?

Рисую на листе бумаги А4 вот такой дом:


Еще для этого задания нам понадобятся маленькие фигурки зверей.
Алена Беликова, спасибо за этот чудный комплект! Мы его обожаем! Кучу игр с ними можно придумать.


Далее я говорю детям, что у нас есть 5 животных (мы их ставим возле домика), и надо угадать, кто на каком этаже живет.
Чтобы детям было интересно, и каждый сам принял участие в решении задачи, каждый ребенок селил в дом по одному зверю.

Условия задачи были, например, такими:

- Кошка живет на таком этаже, что когда все звери идут домой, они обязательно проходят мимо кошкиной квартиры.
(Ответ: кошка живет на первом этаже.)

- Верблюд любит треугольные окна, но не любит высоты.
(Ответ: верблюд живет на втором этаже.)

- Петух должен подняться по лестнице, чтобы попасть домой. И между его квартирой и квартирой верблюда - 2 этажа.
(Ответ: Петух живет на последнем этаже, на чердаке.)

- Бегемотик очень не любит вставать рано, и не любит, чтобы петух утром его будил.
(Ответ: Бегемотик живет на третьем этаже. Оставалось 2 свободных этажа: третий и четвертый. Но так как четвертый этаж соседствует с чердаком (где живет Петух), то Бегемотик его не выбрал.

- И остается лишь одна свободная квартира на четвертом этаже. Туда мы поселим слона. На последнем шаге задачи никаких мозговых усилий не требуется. :))

На фото ниже: Задание выполнено. Все звери нашли свои квартиры!


Мы решили с детками около 5-ти подобных задач. Условия я старалась придумывать разные, чтобы было интересно. Но иногда что-то повторяла, чтобы детки лучше усвоили задание.

На фото ниже: Лианина очередь выполнять задание. Она поселила бегемотика на 3-тий этаж.


В тот день мы с Лианкой еще несколько раз играли в это задание. И днем, и вечером с папой. Лианка и сама придумывала для меня задания.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Этот урок прошел живо и интересно! А случается и так, что кто-то из детей скучает, прямо говорит мне "Надоело!"
Тогда после занятия меня начинают одолевать сомнения, правильно ли я все делаю, и нужен ли вообще этот кружок. :))

Когда все дети расходились домой и одевались в прихожей, я предложила им прощаться как животные. И первая сказала:
- Я буду лягушкой. До свидания, Ква-Ква! До свидания, Ква-Ква!

Дети сразу же подхватили эту идею и стали выбирать, кем они будут.

Мальчик Саша стал тигром и рычал:
- До свидания, Ррррр. До свидания, Рррр.

Алиса стала кошечкой и мяукала:
- До свидания, Мяу-Мяу.

Лиана стала лошадкой и говорила:
- До свидания, Иго-го! Иго-го.

Мой муж Вадим как раз вышел из кабинета, и я ему тоже предложила кем-то быть. Он стал вороном и сказал: "До свидания, Кар-Кар".

Детям эта игра очень понравилась! :))))

А Лианка игру запомнила, и теперь частенько предлагает в нее поиграть. Например, когда ложимся спать, мы по очереди превращаемся в разных зверей, и говорим друг другу:
- Спокойной ночи, Кар-Кар.
- Спокойной ночи, Меееее, Мееееее.

Вот как интересно заниматься с детьми!

1 comment:

  1. This comment has been removed by a blog administrator.

    ReplyDelete